15. Планируемые результаты реализации Федеральной программы

15. Планируемые результаты реализации Федеральной программы.

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.

В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от одного года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).

Обозначенные в Федеральной программе возрастные ориентиры "к одному году", "к трем годам" и так далее имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.

Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении образовательной программы ДОО и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу.

15.1. Планируемые результаты в младенческом возрасте (к одному году):

ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной среды, используя движения ползания, лазанья, хватания, бросания; манипулирует предметами, начинает осваивать самостоятельную ходьбу;

ребенок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические процедуры;

ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на общение со взрослым;

ребенок понимает речь взрослого, откликается на свое имя, положительно реагирует на знакомых людей, имена близких родственников;

ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно реагирует на слова, регулирующие поведение (можно, нельзя и другие);

ребенок произносит несколько простых, облегченных слов (мама, папа, баба, деда, дай, бах, на), которые несут смысловую нагрузку;

ребенок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям;

ребенок обнаруживает поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению;

ребенок узнает и называет объекты живой природы ближайшего окружения, выделяет их характерные особенности, положительно реагирует на них;

ребенок эмоционально реагирует на музыку, пение, игры-забавы, прислушивается к звучанию разных музыкальных инструментов;

ребенок ориентируется в знакомой обстановке, активно изучает окружающие предметы, выполняет действия, направленные на получение результата (накладывает кирпичик на кирпичик, собирает и разбирает пирамидку, вкладывает в отверстия втулки, открывает и закрывает дверцы шкафа, рассматривает картинки и находит на них знакомые предметы и тому подобное);

ребенок активно действует с игрушками, подражая действиям взрослых (катает машинку, кормит собачку, качает куклу и тому подобное).

15.2. Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам):

у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;

ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);

ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;

ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;

ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;

ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

ребенок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;

ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;

ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;

ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;

ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;

ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия;

ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);

ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;

ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;

ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;

ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;

ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;

ребенок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает за больным" и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду лечить куклу").