СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 августа 2021 г. N 131

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ

ЮРИСДИКЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях установления юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по выполнению поставленных задач и реализации полномочий в установленной сфере деятельности, руководствуясь частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и подпунктом 11 пункта 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:

1. Относить к категории специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации образованные в системе Следственного комитета Российской Федерации и приравненные к следственным управлениям Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации следственные управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, следственный отдел (на правах управления) Следственного комитета Российской Федерации на комплексе "Байконур", военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации и входящие в их структуры следственные подразделения.

2. Установить, что юрисдикция специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации определяется совокупностью правомочий по рассмотрению сообщений о преступлениях и расследованию преступлений отдельных видов в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации для следователей Следственного комитета Российской Федерации, совершенных:

на территории, не соответствующей административно-территориальному делению Российской Федерации (экстерриториальная подследственность);

в отношении определенного круга лиц (подследственность по специальному субъекту преступления).

3. Утвердить:

Перечень территорий, на которые распространяется юрисдикция специализированных следственных органов на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (далее - Перечень территорий) (приложение N 1);

Примерный перечень объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на которые распространяется юрисдикция специализированных следственных органов на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (далее - Перечень объектов) (приложение N 2).

Руководителям следственных управлений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации на основании Перечня территорий и Перечня объектов в течение месяца после издания настоящего приказа утвердить с руководителями соответствующих главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации совместными приказами конкретные перечни объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на которые распространяются полномочия соответствующих следственных управлений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации.

4. Специализированным (в том числе военным) следственным органам Следственного комитета Российской Федерации на закрепленной за ними территории с соблюдением подследственности, а также иных требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Следственного комитета Российской Федерации осуществлять полномочия, установленные законодательством Российской Федерации для Следственного комитета Российской Федерации, в пределах соответствующей компетенции.

4.1. Следственным управлениям на транспорте Следственного комитета Российской Федерации осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях на транспорте (за исключением преступлений, расследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), к которым относятся преступления против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

4.2. Следственному отделу (на правах управления) Следственного комитета Российской Федерации на комплексе "Байконур" осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных на территории комплекса "Байконур" (за исключением преступлений, расследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), с соблюдением условий, определенных соответствующими международными договорами Российской Федерации.

4.3. Военным следственным органам Следственного комитета Российской Федерации осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, к которым относятся:

преступления, совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;

преступления, совершенные лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей или совершенные на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения;

преступления, совершенные судьями военных судов, прокурорскими работниками органов военной прокуратуры и сотрудниками военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе не являющимися военнослужащими;

преступления, совершенные в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей работниками подведомственных Министерству обороны Российской Федерации предприятий военно-строительного комплекса, а также некоммерческих и коммерческих организаций, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации или Федеральная служба безопасности Российской Федерации осуществляют полномочия учредителя, акционера (участника, члена) созданных этими организациями юридических лиц, а также Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ России);

преступления, совершенные работниками страховых компаний, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей по страхованию жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы;

преступления, совершенные неустановленными лицами вне территории (расположения) воинской части, соединения или учреждения при наличии достаточных данных, указывающих на принадлежность этих лиц к категории военнослужащих и других лиц, уголовное преследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

При этом исходить из того, что территорией (расположением) воинской части, соединения или учреждения является обособленная охраняемая территория, на которой расположены штабы, казармы, парки с военной техникой, хранилища, склады и иные объекты, непосредственно обеспечивающие деятельность воинской части (соединения, учреждения), на которых установлены режимы, предусмотренные уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

5. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в ходе досудебного производства по уголовным делам:

обеспечивать должное взаимодействие и обмен необходимой информацией;

принимать меры к выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений;

при большом объеме первоначальных следственных действий и в иных необходимых случаях своевременно принимать меры, направленные на создание совместных следственных групп по уголовным делам о преступлениях, расследование которых отнесено к компетенции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

в случаях, когда при поступлении сообщения о преступлении отсутствует возможность определить следственный орган Следственного комитета Российской Федерации, к компетенции которого относится расследование указанного преступления, либо в случае значительной удаленности этого следственного органа от места происшествия или наличия других объективных причин, препятствующих своевременному выезду на место происшествия следователей этого следственного органа, незамедлительно организовывать проверку сообщения о преступлении, обеспечивать при наличии оснований своевременное возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий, после чего решать вопрос о передаче материалов проверки сообщения о преступлении или уголовного дела в соответствующий следственный орган Следственного комитета Российской Федерации.

6. Руководителям военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации:

организовывать расследование преступлений, совершенных неустановленными лицами на территории (в расположении) воинской части, соединения или учреждения, и передавать уголовные дела в соответствующие органы предварительного расследования только после установления виновных лиц, уголовное преследование которых не отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, и закрепления доказательств по уголовному делу;

оказывать содействие другим следственным органам Следственного комитета Российской Федерации при выполнении следственных действий по уголовным делам, находящимся в их производстве, на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения либо с участием военнослужащих или иных лиц, уголовное преследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

7. Главному следственному управлению, Главному управлению криминалистики (Криминалистическому центру) и Главному военному следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации обеспечить согласованность мер, принимаемых следственными управлениями Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и специализированными (в том числе военными) следственными органами Следственного комитета Российской Федерации при расследовании и предупреждении преступлений, оказывать им практическую и методическую помощь в организации этой работы.

8. Признать утратившими силу приказы Председателя Следственного комитета Российской Федерации:

от 15 января 2011 г. N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации";

от 11 мая 2018 г. N 34 "О внесении изменений в приказ Председателя Следственного комитета Российской от 15 января 2011 г. N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации";

от 9 января 2020 г. N 1 "О внесении изменения в приказ Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета".

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Председатель

Следственного комитета

Российской Федерации

генерал юстиции

Российской Федерации

А.И.БАСТРЫКИН