Программа на 2024 год утв. Приказом Госкорпорации "Роскосмос" от 14.12.2023 N 488.

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за космической деятельностью, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного лицензионного контроля (надзора)

за космической деятельностью, описание текущего уровня

развития профилактической деятельности Государственной

корпорации по космической деятельности "Роскосмос",

характеристика проблем, на решение которых направлена

Программа профилактики

1. Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за космической деятельностью осуществляет Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" (далее соответственно - лицензионный контроль, Корпорация).

2. В соответствии с Положением о лицензировании космической деятельности <1>, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2022 г. N 168 (далее - Положение о лицензировании), предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатами <2> следующих лицензионных требований:

--------------------------------

<1> Вступило в силу 1 сентября 2022 г.

<2> По состоянию на 30 ноября 2022 г. общее количество лицензиатов составляет 829.

а) наличие помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, оборудования и технических средств, технической документации, принадлежащих соискателю лицензии и лицензиату на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или право пользования (в случае если указанные помещения, здания, сооружения и иные объекты по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, оборудование и технические средства, техническая документация не находятся во владении соискателя лицензии или лицензиата), необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

б) наличие в штате работников, заключивших с соискателем лицензии и (или) лицензиатом трудовые договоры, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, необходимой для выполнения работ и (или) оказания услуг, указанных в перечне, составляющих лицензируемый вид деятельности, в количестве, обеспечивающем выполнение таких работ и (или) оказание таких услуг (не менее 5 работников);

в) наличие необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы контроля качества выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

г) наличие допуска к выполнению работ и (или) оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" в случае выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

3. В соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных лицензионных требований на 2022 год, утвержденной приказом Корпорации от 17 декабря 2021 г. N 377, в 2022 году Корпорацией проведены следующие профилактические мероприятия:

а) осуществлялось информирование посредством размещения на официальном сайте Корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":

текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление лицензионного контроля;

сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление лицензионного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;

перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих лицензионные требования, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении лицензионных требований, с текстами в действующей редакции;

утвержденных проверочных листов;

перечня индикаторов риска нарушения лицензионных требований;

программы профилактики рисков причинения вреда;

сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения лицензионных требований;

сведений о порядке досудебного обжалования решений Корпорации, действий (бездействия) должностных лиц;

б) по итогам обобщения правоприменительной практики Корпорацией подготовлен доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики;

в) в связи с отсутствием у Корпорации сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований предостережения не объявлялись;

г) проведено 935 консультаций, в том числе:

на личном приеме - 23;

по телефону - 907;

посредством ответа в письменном виде - 5;

д) проведено 3 обязательных профилактических визита в отношении лицензиатов, приступивших к осуществлению космической деятельности.

4. В 2022 году при осуществлении лицензионного контроля было проведено 36 контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе:

внеплановых документарных проверок - 33;

плановых выездных проверок <3> согласно Плану проведения плановых проверок юридических лиц на 2022 год Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" от 21 октября 2021 г. N 69-пл - 3.

--------------------------------

<3> В соответствии с пунктом 57 Положения о лицензировании космической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 298 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2022 г. N 167), плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении лицензионного контроля с 1 марта 2022 г. не проводятся.

Все контрольные (надзорные) мероприятия были проведены до 1 марта 2022 г. в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий нарушения лицензионных требований не выявлены.

С 1 марта 2022 г. порядок организации и осуществления контрольных (надзорных) мероприятий регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ). После указанной даты контрольные (надзорные) мероприятия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" не проводились.

5. Профилактические мероприятия при осуществлении лицензионного контроля проводятся Корпорацией в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ и Положением о лицензировании.

Виды и качество проведения профилактических мероприятий в 2022 году <4> позволили в полной мере решить задачи, установленные Программой профилактики нарушений обязательных лицензионных требований, утвержденной приказом Корпорации от 17 декабря 2022 г. N 377.

--------------------------------

<4> До 1 сентября 2022 г. профилактические мероприятия проводились в соответствии с Положением о лицензировании космической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 298.

6. Программа профилактики направлена на решение следующих потенциальных проблем:

недостаточная мотивация отдельных лицензиатов к добросовестному поведению при выполнении работ и (или) оказании услуг при осуществлении космической деятельности;

возможное появление условий, причин и факторов, способствующих нарушению лицензиатами лицензионных требований и (или) причинению ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства;

недостаточный уровень правовой грамотности отдельных лицензиатов;

возможные расхождения в понимании лицензионных требований у должностных лиц Корпорации и отдельных лицензиатов.