Повышению инвестиционной привлекательности компаний способствуют не только качество управления, ответственность менеджмента компании за принимаемые решения, прозрачность деятельности, отношение к акционерам и инвесторам, но и их надежность, перспективность направлений деятельности, стремление к освоению новых технологий. Для формирования доверительной среды, необходимой для эффективного функционирования рынка капитала, устойчивого развития организаций в долгосрочной перспективе, а также сохранения инвестиционной привлекательности и репутационной составляющей российской юрисдикции важно ориентироваться на достигнутые за последние десятилетия в этом направлении результаты - правовые механизмы, обеспечивающие защиту прав акционеров, и базовые подходы к корпоративному управлению, показавшие свою эффективность. Поэтому Банк России продолжит работу по развитию корпоративных отношений и корпоративного управления. Необходимо также продолжить работу по развитию и адаптации регулирования корпоративных отношений наряду с ранее поставленными задачами, актуальность которых сохраняется, с учетом проблемных аспектов, выявленных в условиях трансформации экономики.
В острой фазе кризиса для защиты компаний и связанных с ними лиц (акционеров, членов органов управления, контрагентов, клиентов) от негативных последствий в связи с некорректным использованием публикуемой ими информации Банк России ввел особый временный порядок раскрытия информации (например, банкам было предписано временно не публиковать финансовую отчетность, а другие компании, в том числе некредитные финансовые организации (НФО), получили право не публиковать указанную отчетность по своему усмотрению). Данная мера носит временный характер. Для нормального функционирования финансового рынка, сохранения доверия контрагентов друг к другу важно возвращение к публикации финансовой отчетности и раскрытию иной информации как финансовых, так и нефинансовых организаций. В связи с этим Банк России проводит анализ и вырабатывает подходы к раскрытию финансовой отчетности, определяет, какие позиции могут быть чувствительными к введению санкций, для их агрегации или исключения при публикации. При этом для надзора за финансовыми организациями все виды отчетности в полном объеме будут представляться в Банк России.
В текущих условиях повысились значимость и внимание инвесторов к корпоративным решениям, принимаемым органами управления публичных компаний. Банк России будет уделять внимание обеспечению публичными компаниями должного уровня информационной прозрачности и обоснованности принимаемых корпоративных решений, затрагивающих права и (или) интересы участников финансового рынка, в том числе миноритарных акционеров. В частности, планируется создание правовой базы для проведения собраний акционеров в гибридном (очном и дистанционном) режиме. Также в целях обеспечения дополнительной защиты интересов граждан, являющихся миноритарными акционерами, прорабатывается механизм, позволяющий аккумулировать голоса миноритарных акционеров для выдвижения кандидатов в советы директоров публичных акционерных обществ.
При участии Банка России планируется закрепить на законодательном уровне механизмы, обеспечивающие баланс интересов всех участников корпоративных отношений. Это послужит повышению доверия инвесторов к российским компаниям и привлекательности инструментов долевого финансирования.
В частности, планируется усовершенствовать процедуры приобретения крупных пакетов акций публичных обществ, что должно увеличить их гибкость, снизить издержки мажоритарных акционеров при одновременном усилении защиты прав миноритарных акционеров в случае смены контролирующего акционера.
Для дальнейшего развития рынка долгового финансирования Банк России планирует продолжить расширять возможности для эмитентов облигаций по более быстрому и удобному оформлению сделок, а также совершенствовать механизмы, направленные на защиту прав владельцев облигаций. Планируется также усовершенствовать порядок реструктуризации задолженности по корпоративным облигациям и процедуру проведения собраний владельцев облигаций, повысить ответственность членов органов управления эмитентов облигаций за принимаемые решения, затрагивающие интересы владельцев облигаций, и укрепить институт представителя владельцев облигаций.
Банк России также продолжит работу по внедрению в практику российских публичных компаний лучших стандартов корпоративного управления, которые отражены в Кодексе корпоративного управления (далее - Кодекс) <20>. Осознанное внедрение рекомендаций Кодекса должно повысить устойчивость деятельности компаний, помочь им своевременно адаптироваться к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса и использовать новые возможности. Это должно способствовать повышению их привлекательности для инвесторов.
--------------------------------
<20> Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" официально опубликовано 18 апреля 2014 года и рекомендовано к применению Банком России.
Банк России также разработает рекомендации, направленные на улучшение практики корпоративного управления в холдингах и группах компаний с учетом специфики их деятельности.
Способствовать улучшению качества (достоверности) информации на финансовом рынке будет развитие института аудита отчетности участников рынка. С учетом наделения рядом полномочий по регулированию и надзору в сфере аудиторской деятельности на финансовом рынке <21> Банк России будет принимать участие в развитии института аудита, в том числе в рамках реализации мер, предусмотренных Концепцией развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года. Деятельность Банка России также будет сосредоточена на допуске аудиторских организаций к оказанию аудиторских услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке, а также обеспечении высокого качества их работы на этом рынке. Банк России также усилит взаимодействие с аудиторским сообществом и лицами, отвечающими за надзор за составлением отчетности в системе корпоративного управления.
--------------------------------
<21> Федеральный закон от 02.07.2021 N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Важной составной частью деятельности Банка России в ближайшее время станет решение вопросов интеграции аудиторов и аудиторских организаций дружественных стран, в том числе создание единого рынка аудиторских услуг в рамках ЕАЭС, включая решение вопросов взаимодействия компетентных органов.
В части развития корпоративного управления в финансовых организациях Банк России планирует определить и нормативно закрепить подходы к организации отдельных практик корпоративного управления, системы вознаграждения и оплаты труда, а также гармонизировать требования к управлению рисками, осуществлению внутреннего контроля и внутреннего аудита в финансовых организациях, в том числе совмещающих свою деятельность с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Банк России продолжит работу по совершенствованию корпоративного управления в кредитных организациях через реализацию ранее запланированных мероприятий. Усилия будут в том числе направлены на создание стимулов для развития систем внутреннего контроля и выявления недобросовестного и незаконного поведения в кредитных организациях, внедрение этических стандартов их деятельности.
Планируются также шаги по совершенствованию корпоративного управления в НПФ и страховых компаниях, что должно улучшить качество их инвестиционной деятельности. В частности, участие советов директоров НПФ в принятии инвестиционных решений может быть расширено за счет обязательного наличия в советах директоров комитетов по рискам.
Банк России также планирует унифицировать и усовершенствовать требования к руководителям и специалистам на финансовом рынке (включая руководителей, должностных лиц и собственников финансовых организаций) в части квалификации и деловой репутации. Это необходимо для повышения качества управления и работы в финансовых организациях на всех уровнях.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875