Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.

Задача 4. Расширение вклада финансового рынка в достижение целей устойчивого развития и ESG-трансформации российского бизнеса

Вопросы национальной повестки устойчивого развития, в том числе продолжение деятельности, направленной на охрану окружающей среды, развитие социальной сферы, остаются актуальными в контексте происходящей структурной трансформации и будущей модернизации российской экономики, важными для обеспечения высокого качества жизни и благосостояния граждан России.

Решение вопросов устойчивого развития значимо и для полноценного выстраивания отношений с зарубежными партнерами из числа дружественных стран, которые также движутся в данном направлении, особенно в части "зеленой" повестки. Интеграция зарубежными странами ESG-рисков в регулирование финансового сектора может привести к увеличению норм резервирования под операции с российскими углеродоемкими компаниями и участниками финансового рынка, финансирующими "грязные" отрасли, даже со стороны дружественных стран. Введение трансграничного углеродного регулирования и расширение его периметра неизбежно будет отражаться на производителях топлива, сырья и материалов. России важно не оказаться в числе отстающих в вопросах внедрения принципов устойчивого развития, что будет чревато ростом рисков как для экономики, так и для финансового сектора. Поэтому необходимо продолжать движение в этом направлении.

На ближайшем горизонте Банк России сфокусируется прежде всего на продолжении работы по развитию рынка устойчивого финансирования в части инструментов, инфраструктуры, внедрения вопросов устойчивого развития и учета ESG-факторов в корпоративное управление.

Акцент будет сделан на развитии инструментов финансирования проектов в области новой энергетики, декарбонизации и адаптации к изменению климата, защиты окружающей среды, решении социальных вопросов.

Планируется развитие подходов к регулированию деятельности по верификации инструментов финансирования устойчивого развития. С учетом таксономии проектов устойчивого развития и требований к системе их верификации <19> будут совершенствоваться и уточняться подходы к верификации и идентификации финансовых инструментов, обеспечивающих финансирование деятельности и проектов компаний, вносящих вклад в достижение целей устойчивого развития и целей по климату.

--------------------------------

<19> Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 N 1587.

Планируется совершенствование стандартов "зеленых" и социальных облигаций, а также развитие переходных климатических инструментов и инструментов с привязкой к целям в области устойчивого развития, формирование условий для "зеленого" проектного финансирования и "зеленой" ипотеки. Решение указанной задачи будет способствовать формированию пула активов, вносящих вклад в устойчивое развитие, а также повышению интереса инвесторов, ориентированных на ESG-принципы, к российскому рынку капитала.

Банк России ожидает внедрения ESG-факторов в процесс принятия инвестиционных решений институциональными и розничными инвесторами. Этому будет способствовать продвижение рекомендаций для институциональных инвесторов по учету ESG-факторов и раскрытию информации о соблюдении принципов ответственного инвестирования на основе подхода "соблюдай или объясняй причины несоблюдения".

Планируется содействовать развитию специализированных секторов и сегментов организаторами торговли, информационного сопровождения торгов, созданию рыночных индикаторов по инструментам устойчивого развития и иным шагам, направленным на сопровождение размещения и обращения соответствующих финансовых инструментов. Банк России также будет предпринимать усилия по гармонизации подходов по присвоению оценок в области учета ESG-факторов и вопросов устойчивого развития и наблюдать за осуществлением российскими организациями деятельности по присвоению ESG-рейтингов.

Банк России также продолжит работы по внедрению вопросов устойчивого развития и учета ESG-факторов в корпоративное управление, а также по развитию раскрытия информации по этим вопросам.

Так, планируется осуществлять работу, направленную на дальнейшее внедрение вопросов устойчивого развития и учета ESG-факторов в корпоративное управление публичных акционерных обществ и финансовых организаций и создание с учетом международного опыта необходимой методологической базы для трансформации бизнеса на основе принципов устойчивого развития.

Для эффективного функционирования рынка устойчивого финансирования важна транспарентность информации, в связи с чем продолжится разработка подходов к раскрытию информации об устойчивом развитии как публичными акционерными обществами, так и финансовыми организациями.

Важным шагом также станет развитие рекомендаций, а в перспективе - введение требований по раскрытию информации компаниями корпоративного сектора об учете ESG-факторов и вопросов устойчивого развития, результатов воздействия деятельности таких организаций на общество и окружающую среду, включая экономическую, экологическую и социальную составляющую с учетом изменившихся условий. Это обеспечит сопоставимость раскрываемых данных, возможность адекватной оценки инвесторами и контрагентами ESG-рисков на микро- и макроуровнях и выбора наилучших вариантов инвестиций.

Планируется также повышение информирования клиентов о финансовых продуктах устойчивого развития при их предложении финансовыми организациями.

Банк России также разработает и будет применять собственную корпоративную политику в области устойчивого развития, внедрять элементы такой политики в своих дочерних структурах. Это будет способствовать более эффективному использованию ресурсов и обеспечит вклад Банка России в достижение целей устойчивого развития и климатической повестки.

Россия, обладая обширными территориями, уникальным биоразнообразием экосистем, имеет значительный потенциал для реализации проектов по снижению и абсорбции парниковых газов. От вовлеченности российских организаций в реализацию этих проектов зависит скорость их ESG-трансформации и переход России к экономике устойчивого развития. Будет проводиться работа в направлении развития национальной системы углеродного регулирования и системы биржевой торговли углеродными единицами с привлечением клиринговой инфраструктуры для обеспечения расчетов по модели "поставка против платежа" (DVP) и с расчетом на возможный неттинг углеродного следа внутри страны на основе рыночной цены на углерод, формируемой на внутреннем рынке. Кроме того, необходимо обеспечить признание такого неттинга углеродного следа для экспортируемой продукции за рубежом через интеграцию систем торговли выбросами парниковых газов или взаимное признание углеродного регулирования рынками дружественных стран.

На среднесрочном горизонте Банк России будет прорабатывать вопросы о возможности интеграции ESG-рисков в пруденциальное регулирование и надзор. Указанные нормы регулирования будут внедряться в течение более продолжительного времени, чем предполагалось ранее, учитывая, что финансовому и реальному секторам необходимо время для наращивания капитала и восстановления устойчивости после понесенных потерь вследствие введения санкций. В таких условиях введение дополнительной регуляторной нагрузки не является оправданным. Это позволит обеспечить компаниям из "грязных" отраслей промышленности недискриминационный доступ к финансированию для осуществления "зеленой" трансформации.

В 2023 году Банк России планирует разработать подходы к стресс-тестированию климатических рисков. В связи с этим Банк России активно изучает влияние климатических рисков на финансовый сектор и экономику в целом, разрабатывает подходы к стресс-тестированию. Совершенствование стресс-тестирования с учетом климатических рисков продолжится в 2023 году, и в будущем планируется также учитывать физические риски.

Последствия глобальной декарбонизации могут распространиться далеко за пределы углеродоемких секторов, оказав негативное влияние как на финансовый сектор (в частности, на банки, страховые организации), так и на экономику целых регионов, поэтому важно обеспечить интеграцию ESG-факторов в бизнес-стратегии и риск-менеджмент финансовых и нефинансовых организаций. Разработка таксономии проектов устойчивого развития и требований в области климатической отчетности и учета ESG-рисков для финансовых и нефинансовых организаций позволит инвесторам точнее проводить корректную оценку премии за риск. По мере выработки международных подходов Банк России также рассмотрит возможность применения в практике финансового регулирования и надзора мер, ориентирующих участников рынка на проведение политики экологически ответственного финансирования с учетом влияния такой политики на уровень кредитного и других рисков как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Кроме того, будет рассмотрен вопрос стимулирования рынка устойчивого финансирования и повышения заинтересованности его участников на этапе его запуска. Соответствующие предложения о мерах поддержки, в том числе налоговых льготах как для организаций, выпускающих устойчивые финансовые инструменты, так и для инвесторов в такие инструменты, а также механизмах субсидий и государственных гарантий, планируется проработать совместно с Правительством Российской Федерации при участии компаний реального сектора и финансового рынка.