Приложение N 6

к Руководству по безопасности

"Методические основы анализа

опасностей и оценки риска аварий

на опасных производственных объектах",

утвержденному приказом Ростехнадзора

от 3 ноября 2022 г. N 387

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СПОСОБЫ

УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ АВАРИЙ НА ОПО И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

НАИБОЛЕЕ АВАРИЙНО-ОПАСНЫХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ОПО

Установление степени опасности аварий на ОПО и определение наиболее аварийно-опасных составных частей ОПО используют при необходимости для ранжирования анализируемых объектов и разработки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий на ОПО. При этом под степенью опасности аварий (степенью аварийной опасности) понимается сравнительная мера опасности, характеризующая относительную возможность возникновения и тяжесть последствий аварий на ОПО и (или) его составных частях.

К основным способам установления степени опасности аварий на ОПО и определения наиболее аварийно-опасных составных частей ОПО относятся:

а) сравнение рассчитанных значений показателей риска со значениями на других составных частях ОПО и ранжирование составных частей ОПО по степени опасности аварий;

б) сравнение рассчитанных значений показателей риска с допустимым риском аварий и (или) обоснованным на этапе планирования и организации анализа уровнем риска аварий;

в) сравнение рассчитанных значений показателей риска с фоновым риском аварий для данного типа ОПО или аналогичных ОПО, с фоновым риском гибели людей в техногенных происшествиях;

г) сравнение рассчитанных показателей риска аварий со значениями риска аварий, полученными с учетом фактических отступлений от требований промышленной безопасности и возможного, и фактического внедрения компенсирующих мероприятий;

д) категорирование ОПО по критериям классификации аварийной опасности.

Ранжирование участков линейных ОПО и составных частей площадочных ОПО по основным опасностям аварий осуществляется для однотипных участков и составных частей ОПО по характерным для них показателям опасности.

На основе ранжирования участков и составных частей ОПО по рассчитанным количественным показателям риска устанавливают относительную степень опасности участков и составных частей ОПО.

Пример установления относительной степени опасности и ранжирования участков линейного ОПО по интервалу изменения значений характерного показателя риска, рассчитанных для участков всей трассы при количественной оценке риска аварии {Rmin, Rmax}, приведен в таблице N 6-1 приложения N 6 к Руководству.

Таблица N 6-1

Пример ранжирования участков линейного ОПО

по интервалу изменения рассчитанного характерного показателя

риска {Rmin, Rmax}

Сравнительная степень опасности аварий

Значение рассчитанного показателя риска R

Малая

Менее Rmin + 0,3 · (Rmax - Rmin)

Средняя

00000092.wmz

Высокая

00000093.wmz

Чрезвычайно высокая

Более Rmin + 0,97 · (Rmax - Rmin)

Опасность аварий на составных частях ОПО может также устанавливаться относительным сравнением с фоновым риском аварии за определенный период (5 - 10 лет) в соответствии с таблицей N 6-2 приложения N 6 к Руководству.

Таблица N 6-2

Пример ранжирования участков линейного ОПО

по сравнению со среднеотраслевым фоновым риском аварий

за последние 5 лет (R5лет)

Сравнительная степень опасности аварий на участке линейного ОПО

Значение рассчитанного показателя риска R

Малая

Менее 0,5 · R 5лет

Средняя

(0,5 - 5,0) · R 5лет

Высокая

(5 - 50) · R 5лет

Чрезвычайно высокая

Более 50 · R 5лет

При наличии установленных значений допустимого риска аварии на основе ранжирования участков и составных частей ОПО по рассчитанным показателям риска определяются недопустимо опасные участки и составные части линейных и площадочных ОПО, дальнейшая эксплуатация которых переводит возможную аварийную опасность в непосредственную угрозу возникновения аварии на ОПО.

Недопустимая аварийная опасность участков и составных частей линейных и площадочных ОПО определяется, если рассчитанные значения показателей риска превышают допустимый риск аварий.

Аналогичное сравнение может проводиться и с требуемым уровнем опасности, который обосновывается отдельно для различных классов опасности ОПО с учетом критериев степени опасности составных частей ОПО, уровней допустимого и фонового рисков аварий.

При необходимости может проводиться категорирование аварийной опасности ОПО, основанное на результатах расчета максимальных масштабов последствий аварий. Пример критериев и классификации ОПО, основанный на результатах оценки риска аварий и учитывающей масштабы последствий возможных аварий, представлен в таблице N 6-3 приложения N 6 к Руководству.

Таблица N 6-3

Пример категорирования ОПО по уровню риска аварии

Категория опасности ОПО по уровню риска аварии

Наименование показателя и значения критериев аварийной опасности производственных объектов по уровню риска аварии

Наличие третьих лиц в зонах смертельного поражения при наиболее опасном по последствиям сценарии аварии (далее - НОА)

Количество человек, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности при НОА

Возможное число погибших при НОА

Условная вероятность эскалации аварии

Кратность превышения индивидуального риска гибели персонала от аварий по сравнению среднеотраслевым уровнем

Условная вероятность гибели при аварии более 10 человек из числа третьих лиц

Возможный аварийный разлив нефти и нефтепродуктов, т

Возможный материальный ущерб при НОА, млн руб.

На местности и во внутренних пресноводных водоемах

В море

Чрезвычайно высокий риск аварии

Населенные пункты или места массового скопления людей

Более 1500

Более 50

Более 0,5

Более 10

Более 0,1

Более 1000

Более 5000

Более 500

Высокий риск аварии

Транспортные магистрали

От 300 до 1500

От 10 до 50

0,2 - 0,5

1 - 10

0,01 - 0,1

500 - 1000

1000 - 5000

50 - 500

Средний риск аварии

Постоянно находятся третьи лица

От 75 до 300

От 5 до 10

0,05 - 0,2

0,1 - 1

0,001 - 0,01

100 - 500

500 - 1000

10 - 50

Малый риск аварии

Эпизодически находятся третьи лица

До 75

До 5

Менее 0,05

Менее 0,1

Менее 0,001

До 100

До 500

Менее 10