Новые рекомендации направлены письмами Минпросвещения России от 20.03.2023 N 05-848, от 25.04.2023 N ДГ-808/05.

Приложение 2

ПРОГРАММА

ПОСЕЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И РАБОТОДАТЕЛЕЙ РЕГИОНА С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ (ДОПОЛНЕНИЕ К ОСНОВНОМУ ТРЕКУ ПРОЕКТА)

Экскурсия - форма совместной деятельности, предполагающая прямое общение экскурсовода с участниками с целью получения ими комплексной информации об объекте по месту его нахождения. Совмещает в себе практически все каналы передачи информации о реальном объекте (а не его образе или модели): зрительный, аудиальный и даже обонятельный и осязательный. Иначе говоря, при этой форме получения информации работают все органы чувств.

Экскурсия формирует мировоззрение участников (в широком смысле слова), позволяет развить наблюдательность, оказывает влияние на формирование взглядов, вкусов, а также прививает этические и нравственные представления.

Экскурсия как форма общения характеризуется демократичностью, отсутствием строгих форм и наглядностью. В процессе экскурсии ее участники могут непосредственно контактировать с объектом, общаться с экскурсоводом и между собой, обсуждая после каждой части экскурсии полученные впечатления и знания.

Метод экскурсии используется в образовании, туризме, музейной работе и многих других областях. Экскурсия универсальна в отношении любых возрастов участников.

При организации экскурсии необходимо учесть следующие аспекты:

- тему (название и содержание экскурсии);

- цель (предполагаемый результат экскурсии для ее участников);

- объект (знакомство с объектом, о котором предполагается получить комплексную информацию);

- время (дата и время проведения);

- рефлексию (соотнесение полученных результатов с поставленными целями; оценка результатов) - может носить характер как устного обсуждения, так и текстовой или иной фиксации.

Организация экскурсии:

Экскурсия требует определенных компетенций от организатора (автора, разработчика). Часто это партнерская (совместная) деятельность, хотя возможна и ситуация, когда организатор и экскурсовод выступают в одном лице, и само содержание экскурсии определяется одной организацией и даже одним человеком (музейная работа, знакомство с образовательной организацией, посещение производства). В случае партнерства предполагается согласование деятельности двух или более субъектов, что усложняет планируемую деятельность.

Ресурсное обеспечение экскурсии:

- человеческие ресурсы (кадры), включающие организатора (одного или нескольких), экскурсоводов;

- принимающая организация (площадка);

- транспорт;

- средства фиксирования информации (фото, видео, записи и т.д.);

- решение вопросов безопасности (перемещение и пребывание на объекте);

- решение правовых вопросов (в случае работы с детьми).

В рамках профориентации экскурсия позволяет получить максимальную информацию о профессиональной деятельности: об условиях труда, средствах труда и т.д. По сути, она дает полное представление о профессиональной деятельности, за исключением практического участия в ней.

Преимущества метода:

- непосредственный контакт с объектом (получение практически полной информации без посредников; экскурсовод же выступает в качестве помощника);

- как правило, не требует специальной подготовки участников;

- мотивирует, привлекает участников (вызывает интерес).

Недостатки метода:

- организация требует серьезной подготовки;

- ресурсоемкость;

- предполагает контроль за безопасностью;

- подразумевает относительную пассивность участников, по сравнению с другими методами (проектной деятельностью, профессиональной пробой).