Экскурсия - форма совместной деятельности, предполагающая прямое общение экскурсовода с участниками с целью получения ими комплексной информации об объекте по месту его нахождения. Совмещает в себе практически все каналы передачи информации о реальном объекте (а не его образе или модели): зрительный, аудиальный и даже обонятельный и осязательный. Иначе говоря, при этой форме получения информации работают все органы чувств.
Экскурсия формирует мировоззрение участников (в широком смысле слова), позволяет развить наблюдательность, оказывает влияние на формирование взглядов, вкусов, а также прививает этические и нравственные представления.
Экскурсия как форма общения характеризуется демократичностью, отсутствием строгих форм и наглядностью. В процессе экскурсии ее участники могут непосредственно контактировать с объектом, общаться с экскурсоводом и между собой, обсуждая после каждой части экскурсии полученные впечатления и знания.
Метод экскурсии используется в образовании, туризме, музейной работе и многих других областях. Экскурсия универсальна в отношении любых возрастов участников.
При организации экскурсии необходимо учесть следующие аспекты:
- тему (название и содержание экскурсии);
- цель (предполагаемый результат экскурсии для ее участников);
- объект (знакомство с объектом, о котором предполагается получить комплексную информацию);
- время (дата и время проведения);
- рефлексию (соотнесение полученных результатов с поставленными целями; оценка результатов) - может носить характер как устного обсуждения, так и текстовой или иной фиксации.
Экскурсия требует определенных компетенций от организатора (автора, разработчика). Часто это партнерская (совместная) деятельность, хотя возможна и ситуация, когда организатор и экскурсовод выступают в одном лице, и само содержание экскурсии определяется одной организацией и даже одним человеком (музейная работа, знакомство с образовательной организацией, посещение производства). В случае партнерства предполагается согласование деятельности двух или более субъектов, что усложняет планируемую деятельность.
Ресурсное обеспечение экскурсии:
- человеческие ресурсы (кадры), включающие организатора (одного или нескольких), экскурсоводов;
- принимающая организация (площадка);
- средства фиксирования информации (фото, видео, записи и т.д.);
- решение вопросов безопасности (перемещение и пребывание на объекте);
- решение правовых вопросов (в случае работы с детьми).
В рамках профориентации экскурсия позволяет получить максимальную информацию о профессиональной деятельности: об условиях труда, средствах труда и т.д. По сути, она дает полное представление о профессиональной деятельности, за исключением практического участия в ней.
- непосредственный контакт с объектом (получение практически полной информации без посредников; экскурсовод же выступает в качестве помощника);
- как правило, не требует специальной подготовки участников;
- мотивирует, привлекает участников (вызывает интерес).
- организация требует серьезной подготовки;
- предполагает контроль за безопасностью;
- подразумевает относительную пассивность участников, по сравнению с другими методами (проектной деятельностью, профессиональной пробой).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей