Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

3.5.5. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы

Материально-техническая база образовательной организации обеспечивает:

- возможность достижения обучающимися результатов освоения программы начального общего образования;

- безопасность и комфортность организации учебного процесса;

- соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;

- возможность для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры организации.

В образовательной организации должны быть разработаны и закреплены локальными актами перечни оснащения и оборудования, обеспечивающие учебный процесс.

Критериальными источниками оценки материально-технических условий образовательной деятельности являются требования ФГОС НОО, лицензионные требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 28 октября 2013 г. N 966, а также соответствующие приказы и методические рекомендации, в том числе:

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации N 2 от 28 сентября 2020 г.;

- СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации N 2 от 28 января 2021 г.;

- перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в соответствии с действующим Приказом Министерства просвещения РФ);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N 465 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (зарегистрирован 25.12.2019 N 56982);

- аналогичные перечни, утвержденные региональными нормативными актами и локальными актами образовательной организации, разработанные с учетом особенностей реализации основной образовательной программы в образовательной организации;

- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48; 2021, N 15, ст. 2432);

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2021, N 1, ст. 58).

В зональную структуру здания образовательной организации включены:

- входная зона;

- учебные классы с рабочими местами обучающихся и педагогических работников;

- учебные кабинеты (мастерские, студии) для занятий технологией, музыкой, изобразительным искусством, хореографией, иностранными языками;

- библиотека с рабочими зонами: книгохранилищем, медиатекой, читальным залом;

- актовый зал;

- спортивные сооружения (зал, бассейн, стадион, спортивная площадка);

- помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания;

- административные помещения;

- гардеробы, санузлы;

- участки (территории) с целесообразным набором оснащенных зон.

Состав и площади учебных помещений предоставляют условия для:

- начального общего образования согласно избранным направлениям учебного плана в соответствии с ФГОС НОО;

- организации режима труда и отдыха участников образовательного процесса;

- размещения в классах и кабинетах необходимых комплектов специализированной мебели и учебного оборудования, отвечающих специфике учебно-воспитательного процесса по данному предмету или циклу учебных дисциплин.

В основной комплект школьной мебели и оборудования входят:

- доска классная;

- стол учителя;

- стул учителя (приставной);

- кресло для учителя;

- столы ученические (регулируемые по высоте);

- стулья ученические (регулируемые по высоте);

- шкаф для хранения учебных пособий;

- стеллаж демонстрационный;

- стеллаж/шкаф для хранения личных вещей с индивидуальными ячейками.

Мебель, приспособления, оргтехника и иное оборудование отвечают требованиям учебного назначения, максимально приспособлены к особенностям обучения, имеют сертификаты соответствия принятой категории разработанного стандарта (регламента).

В основной комплект технических средств входят:

- компьютер/ноутбук учителя с периферией;

- многофункциональное устройство/принтер, сканер, ксерокс;

- сетевой фильтр;

- документ-камера.

Учебные классы и кабинеты включают следующие зоны:

- рабочее место учителя с пространством для размещения часто используемого оснащения;

- рабочую зону обучающихся с местом для размещения личных вещей;

- пространство для размещения и хранения учебного оборудования.

Организация зональной структуры отвечает педагогическим и эргономическим требованиям, комфортности и безопасности образовательного процесса.

Комплекты оснащения классов, учебных кабинетов, иных помещений и зон внеурочной деятельности формируются в соответствии со спецификой образовательной организации и включают учебно-наглядные пособия, сопровождающиеся инструктивно-методическими материалами по использованию их в образовательной деятельности в соответствии с реализуемой рабочей программой.

Оценка материально-технических условий может быть осуществлена, например, по следующей форме:

Компоненты оснащения

Необходимое оборудование и оснащение

Необходимо/имеется в наличии

1. Компоненты оснащения учебного кабинета начальной школы

1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты:...

1.1. Учебное оборудование

Мебель и приспособления

Технические средства

Учебно-методические материалы:

Учебно-методический комплект Учебно-наглядные пособия:

1.3.2.1. Средства натурного фонда: коллекции промышленных материалов, наборы для экспериментов, лабораторное оборудование, коллекции народных промыслов, музыкальные инструменты, инструменты трудового обучения, приспособления для физической культуры...).

1.3.2.2. Печатные средства:

демонстрационные (таблицы, ленты-символы, карты, портреты...) и раздаточные (рабочие тетради, кассы-символы, карточки с иллюстративным и текстовым материалами...).

1.3.2.3. Экранно-звуковые средства (звукозаписи, видеофильмы, мультфильмы...).

1.3.2.4. Мультимедийные средства (ЭОРы, электронные приложения к учебникам, электронные тренажеры...).

1.3.2.5. Игры и игрушки.

Методические рекомендации по использованию различных групп учебно-наглядных пособий.

Расходные материалы, обеспечивающие различные виды деятельности

2. Компоненты оснащения методического кабинета

2.1. Нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней, локальные акты...

Окончание

Компоненты оснащения

Необходимое оборудование и оснащение

Необходимо/имеется в наличии

начальной школы

2.2. Документация образовательного учреждения.

2.3. Комплекты контрольных материалов:...

2.4. Базы данных:...

2.5. Материально-техническое оснащение:...

3. Компоненты оснащения физкультурного зала:...

...

4. ...

...

5. ...

...

На основе действующих санитарных правил оценивается наличие и размещение помещений, необходимого набора зон (для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности и отдыха, хозяйственной деятельности, организации питания), их площади, освещенность, воздушно-тепловой режим, обеспечивающие безопасность и комфортность организации учебно-воспитательного процесса.

Комплектование классов формируется с учетом:

- возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся;

- ориентации на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

- необходимости и достаточности;

- универсальности, возможности применения одних и тех же средств обучения для решения комплекса задач.

Интегрированным результатом выполнения условий реализации программы начального общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам:

- обеспечивающей получение качественного начального общего образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание обучающихся;

- гарантирующей безопасность, охрану и укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся.