Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

Модуль "Основы исламской культуры"

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля "Основы исламской культуры" должны отражать сформированность умений:

- выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

- выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

- выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

- рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

- раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);

- первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;

- раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и ее основах;

- рассказывать о Священном Коране и сунне - примерах из жизни пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);

- рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;

- рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид);

- раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сестрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей;

- распознавать исламскую символику, объяснять своими словами ее смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;

- рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;

- излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;

- первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению ее результатов;

- приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

- выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

- называть традиционные религии в России (не менее трех, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

- выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции.