Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

3 класс

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

- осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;

- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);

- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

- понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

- использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

- проводить синонимические замены с учетом особенностей текста;

- правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;

- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

- пользоваться орфографическим словарем для определения нормативного написания слов;

- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;

- выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;

- владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

- проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.), определять языковые особенности текстов;

- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

- создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.