Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) <1>, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания <2>.

--------------------------------

<1> Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 N 64100 в ред. Приказа Минпросвещения России от 18.07.2022 N 569).

<2> Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 N 2/20).

Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.

Предмет "Русский язык" обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких ее компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.

Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов - длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;

- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю начальных классов в создании рабочей программы по учебному предмету "Русский язык", ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения.

Примерная рабочая программа позволит учителю:

1) реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;

2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета "Русский язык" по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, Примерной программой воспитания;

3) разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определенного раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.

В программе определяются цели изучения учебного предмета "Русский язык" на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения младшими школьниками предмета "Русский язык": личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учетом методических традиций и особенностей преподавания русского языка в начальной школе. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года изучения предмета "Русский язык".

Программа устанавливает распределение учебного материала по классам, дает примерный объем учебных часов для изучения разделов и тем курса, а также рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учете психологических и возрастных особенностей младших школьников.

Примерная рабочая программа не ограничивает творческую инициативу учителя и предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета "Русский язык" при условии сохранения обязательной части содержания курса.

Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение младшими школьниками как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчеркивают пропедевтическое значение этапа начального образования, формирование готовности младшего школьника к дальнейшему обучению.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом "Литературное чтение".

Общее число часов, отведенных на изучение "Русского языка", - 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе - 165 ч, во 2 - 4 классах - по 170 ч.