Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Тематический блок 2. "Семья и духовно-нравственные ценности"

Тематический блок 2.

"Семья и духовно-нравственные ценности"

Тема 11. Семья - хранитель духовных ценностей

- Знать и понимать смысл термина "семья";

- иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;

- осознавать значение термина "поколение" и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;

- уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями ее существования;

- понимать и обосновывать такие понятия, как "счастливая семья", "семейное счастье";

- осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и ее воспитательную роль;

- понимать смысл терминов "сиротство", "социальное сиротство", обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Тема 12. Родина начинается с семьи

- Знать и уметь объяснить понятие "Родина";

- осознавать взаимосвязь и различия между концептами "Отечество" и "Родина";

- понимать, что такое история семьи, каковы формы ее выражения и сохранения;

- обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России

- Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;

- знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;

- уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;

- осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России

- Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;

- уметь обосновывать свое понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;

- знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;

- понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Тема 15. Труд в истории семьи

- Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;

- понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;

- осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;

- характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)

- Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;

- выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;

- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;

- обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.