Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Тематический блок 3. "Человек как член общества"

Тема 15. Труд делает человека человеком

- Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;

- соотносить понятия "добросовестный труд" и "экономическое благополучие";

- объяснять понятия "безделье", "лень", "тунеядство"; понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;

- оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;

- осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд;

- объяснять важность труда и его экономической стоимости;

- знать и объяснять понятия "безделье", "лень", "тунеядство", с одной стороны, и "трудолюбие", "подвиг труда", "ответственность", с другой стороны, а также "общественная оценка труда".

Тема 16. Подвиг: как узнать героя?

- Характеризовать понятия "подвиг", "героизм", "самопожертвование";

- понимать отличия подвига на войне и в мирное время;

- уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;

- знать и называть героев современного общества и исторических личностей;

- обосновывать разграничение понятий "героизм" и "псевдогероизм" через значимость для общества и понимание последствий.

Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние

- Характеризовать понятие "социальные отношения";

- понимать смысл понятия "человек как субъект социальных отношений" в приложении к его нравственному и духовному развитию;

- осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;

- обосновывать понятия "дружба", "предательство", "честь", "коллективизм" и приводить примеры из истории, культуры и литературы;

- обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;

- понимать и характеризовать понятие "этика предпринимательства" в социальном аспекте.

Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания

- Характеризовать понятие "социальные проблемы современного общества" как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;

- приводить примеры таких понятий как "бедность", "асоциальная семья", "сиротство"; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;

- обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.

Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений

- Характеризовать понятия "благотворительность", "меценатство", "милосердие", "волонтерство", "социальный проект", "гражданская и социальная ответственность", "общественные блага", "коллективизм" в их взаимосвязи;

- анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;

- уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтерских и социальных проектах в регионе своего проживания.

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России

- Характеризовать понятие "гуманизм" как источник духовно-нравственных ценностей российского народа;

- находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России;

- знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;

- находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.

Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества

- Характеризовать понятия "социальные профессии", "помогающие профессии";

- иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;

- осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;

- приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения.

Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг

- Характеризовать понятие "благотворительность" и его эволюцию в истории России;

- доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;

- характеризовать понятие "социальный долг", обосновывать его важную роль в жизни общества;

- приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;

- понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтерской деятельности, аргументированно объяснять ее важность.

Тема 23. Выдающиеся ученые России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества

- Характеризовать понятие "наука";

- уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать ее связь с научно-техническим и социальным прогрессом;

- называть имена выдающихся ученых России;

- обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;

- характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;

- обосновывать важность морали и нравственности в науке, ее роль и вклад в доказательство этих понятий.

Тема 24. Моя профессия (практическое занятие)

- Характеризовать понятие "профессия", предполагать характер и цель труда в определенной профессии;

- обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать ее вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда.