Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Таблица 1

┌────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐

│ Помещения │ Географическая широта │

│ ├─────────────┬───────────────┬─────────────┤

│ │ южнее 45 │ в пределах │ севернее │

│ │ град. с.ш. │ 45 - 55 град. │55 град. с.ш.│

│ │ │ с.ш. │ │

├────────────────────┼─────────────┼───────────────┼─────────────┤

│Операционные, реани-│С, СВ, СЗ │С, СВ, СЗ │С, СВ, СЗ, В │

│мационные залы, сек-│ │ │ │

│ционные, родовые │ │ │ │

├────────────────────┼─────────────┼───────────────┼─────────────┤

│Лаборатории для бак-│С, СВ, СЗ, │С, СВ, СЗ, ЮВ, │С, СВ, СЗ, Ю,│

│териологических ис- │ЮВ, В │В │ЮВ, В │

│следований, для при-│ │ │ │

│ема инфекционного │ │ │ │

│материала и его раз-│ │ │ │

│бора, вскрывочные │ │ │ │

├────────────────────┼─────────────┼───────────────┼─────────────┤

│Палаты туберкулезных│Ю, ЮВ, В, │Ю, ЮВ, В, │Ю, ЮВ, ЮЗ, │

│и инфекционных боль-│СВ <*>, СЗ │СВ <*>, СЗ <*> │СВ <*>, СЗ │

│ных │<*> │ │<*> │

├────────────────────┴─────────────┼───────────────┴─────────────┤

│Палаты интенсивной терапии, дет- │Не допускается на запад, для │

│ских отделений до 3 лет, комнаты │палат интенсивной терапии на │

│игр в детских отделениях │запад и юго-запад │

└──────────────────────────────────┴─────────────────────────────┘

--------------------------------

<*> Допускается не более 10% общего числа коек в отделении.

В палатах, ориентированных на запад в районах 55 град. с.ш. и южнее, для детей от 3 лет и старше и для взрослых следует предусматривать защиту помещений от перегрева солнечными лучами (жалюзи или другие устройства).

При планировке зданий не допускается размещение под окнами палат помещений травматологических пунктов, приемно-смотровых боксов, входов в приемное отделение, тарных, загрузочных, экспедиционных и других помещений, к которым имеется подъезд автомашин.

Письмом Роспотребнадзора от 07.10.2004 N 0100/1767-04-32 разъяснено, что требования, изложенные в пункте 3.6 относятся к проектируемым учреждениям.

3.6. В цокольных этажах зданий не допускается размещать палатные отделения для больных, кабинеты электросвечения, родовых, операционных, рентгеновских кабинетов, процедурных и кабинетов врачей, а также мастерских, складов ядовитых, сильнодействующих, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, приемных отделений.

Подвальные и цокольные этажи используются в соответствии с требованиями строительных норм и правил для общественных зданий и сооружений.

3.7. Оборудование, являющееся источником шума и вибрации, не допускается размещать вблизи палат для больных, лечебно-диагностических и процедурных кабинетов. Уровни звукового давления, вибрации не должны превышать допустимые уровни, установленные санитарными правилами.

3.8. Размещение рентгеновских кабинетов, помещений, связанных с работой с радиоактивными веществами, осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями устройства и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведения рентгенологических исследований, а также других действующих нормативных документов.

3.9. Процедурные рентгеновских кабинетов, кабинетов и помещений отделений лучевой терапии, в которых находятся источники ионизирующих излучений, помещения лабораторий радиоизотопной диагностики, где ведутся работы 1 и 2 классов, не допускается размещать смежно (по горизонтали и вертикали) с палатами беременных и детей.

3.9.1. Входы в рентгеновское отделение для больных стационара и для посетителей поликлинического отделения должны быть раздельными.

Рентгеновское отделение не должно быть проходным.

3.10. Операционные блоки могут размещаться в изолированном здании, пристройке-блоке или изолированных секциях в составе корпуса. При размещении операционного блока вне других лечебных корпусов необходимо предусмотреть удобные утепленные переходы, соединяющие операционный блок с другими лечебно-диагностическими и клиническими подразделениями. Операционные для неотложной хирургии размещаются в составе приемных отделений.

Отделения в операционных блоках не должны быть проходными.

Ориентация окон операционных должна исключать юг, юго-восток, юго-запад.

Входы в операционные блоки для персонала должны быть организованы через санпропускники, а для больных - через шлюзы.

3.10.1. В стационаре предусматривается наличие септического и асептического операционных блоков со строгим зонированием внутренних помещений (стерильная зона, зона строгого режима, зона "грязных" помещений).

При размещении операционных друг над другом септические операционные следует размещать выше асептических или на верхних этажах корпусов терапевтического профиля.

3.10.2. В операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) следует проектировать каждый в составе трех смежных помещений. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где при необходимости принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока.

Душевые устанавливаются из расчета 1 кабина на 2 - 4 операционные.

3.10.3. Потоки в операционном блоке должны быть разделены на:

- "стерильный" - проход хирургов, операционных сестер;

- "чистый" - для доставки больного, прохода анестезиологов, младшего и технического персонала, чистого белья, медикаментов;

- "грязный" - для удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала и т.д.

Потоки обеспечиваются раздельными лифтами и не должны пересекаться.

3.11. Состав и площадь отделений анестезиологии и реанимации определяются заданием на проектирование в зависимости от профиля лечебного учреждения и количества коек.

3.11.1. Отделения реанимации и анестезиологии должны состоять из 2 подразделений: для больных, поступающих из палатных отделений больницы, и для больных, поступающих помимо приемного отделения.

3.12. В лечебных учреждениях предусматриваются отделения функциональной диагностики, площадь и состав помещений которых определяются заданием на проектирование в зависимости от количества исследований, производимых в день. В учреждениях на 400 и более коек следует предусматривать два отделения функциональной диагностики: одно отделение для приема больных стационара, другое отделение для приема посетителей поликлинического отделения.

3.12.1. Помещения микробиологического отделения должны быть изолированы от остальных помещений лабораторий. Вход в микробиологическое отделение для посетителей должен быть снаружи.

3.13. Отделение для переливания крови следует размещать на первом этаже. Состав и площадь помещений определяются заданием на проектирование.

3.14. В родовспомогательных лечебных учреждениях как самостоятельных, так и в составе многопрофильных больниц архитектурно-планировочные решения должны обеспечить четкое зонирование отделений, цикличность их заполнения и санитарной обработки, упорядочение внутрибольничных потоков, оптимальные условия работы персонала.

3.14.1. В акушерских обсервационных приемных и детских отделениях должны быть оборудованы санпропускники для персонала с гардеробной и душевыми из расчета 1 душевая кабина на 5 человек.

В приемном отделении санитарная обработка поступающих должна проводиться по двум потокам: "чистый" - в физиологическое отделение и отделение патологии беременности; "грязный" - в обсервационное отделение.

3.14.2. Обсервационные отделения должны быть размещены на 1 этаже и смещены относительно основного здания или на верхнем этаже над отделениями патологии беременных, физиологическом и гинекологическом.

Для предупреждения внутрибольничных инфекций все помещения (кроме вестибюля, фильтра) необходимо предусматривать отдельно для физиологического ("чистый поток") и обсервационного отделений ("грязный поток").

3.14.3. Родовые палаты и подготовительную для персонала следует изолировать от прочих помещений отделения; подготовительную персонала следует размещать перед родовыми палатами или между ними.

3.15. Инфекционные отделения следует размещать в отдельно стоящем здании.

В инфекционных отделениях входы, лестничные клетки и лифты должны быть раздельными для приема и выписки больных.

3.15.1. В инфекционных отделениях для приема больных следует предусмотреть приемно-смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделении: до 60 коек - 2 бокса; 60 - 100 коек - 3 бокса; свыше 100 коек - 3% от числа коек.

Процентное соотношение коек в боксах, полубоксах и палатах инфекционных отделений следует принимать по таблице 2.