Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.

Роль стран с режимом таргетирования инфляции в мировой экономике

По данным МВФ <1>, в настоящее время в мире денежно-кредитную политику в рамках стратегии таргетирования инфляции де-юре или де-факто проводят 47 стран. По оценкам на 2021 год, на эти страны приходится около 70% мирового ВВП. Первой страной, перешедшей к таргетированию инфляции, стала в 1989 году Новая Зеландия. Вслед за ней из-за недостаточной эффективности действовавших режимов денежно-кредитной политики к таргетированию инфляции начали переходить другие страны. Так, режимы таргетирования отличных от инфляции макроэкономических показателей (например, денежных агрегатов или курсов валют) не позволяли национальным экономикам с той же эффективностью абсорбировать внутренние и внешние экономические шоки, не обеспечивали необходимую предсказуемость макроэкономических условий, в целом ограничивали гибкость <2> денежно-кредитной политики. В 1997 году первой среди стран с формирующимися рынками, перешедших к таргетированию инфляции, стала Чехия <3>. Россия перешла к таргетированию инфляции с 2015 года. По состоянию на 2021 год среди СФР 34 страны являются таргетерами инфляции (далее - страны-таргетеры).

--------------------------------

<1> См. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions 2021.

<2> Более высокая гибкость денежно-кредитной политики в условиях таргетирования инфляции во многом обеспечивается за счет заякоренности инфляционных ожиданий реального сектора экономики и участников финансового рынка на цели центрального банка по инфляции. Благодаря этому центральные банки стран-таргетеров могут проводить более выраженную и эффективную контрциклическую политику для минимизации масштаба циклических колебаний экономики и стабилизации инфляции у цели. Это преимущество особенно актуально для СФР, где центральные банки исторически зачастую были вынуждены ужесточать, а не смягчать денежно-кредитную политику во время кризисов, что усиливало масштабы спадов экономики.

<3> МВФ начал классифицировать Чехию как развитую страну только с 2009 года (World Economic Outlook, октябрь 2009 года).

СТРАНЫ, ПРИМЕНЯЮЩИЕ РЕЖИМ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ

(количество стран, ед.)

Рис. П-8-1

00000057.png

Источники: МВФ, Ежегодный доклад о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER, 2021 год).

ДОЛЯ СТРАН, ПРОВОДЯЩИХ ПОЛИТИКУ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ, В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

(доля в мировом ВВП, %)

Рис. П-8-2

00000058.png

--------------------------------

<*> В США целевой уровень инфляции установлен с 2012 года, в еврозоне - после введения евро в 1999 году.

<**> Прогнозные значения.

Источники: МВФ, расчеты Банка России.

Сегодня цель поддержания низкой и стабильной инфляции является основой проведения денежно-кредитной политики среди центральных банков практически всех крупнейших экономик мира. Так, Федеральная резервная система США и Европейский центральный банк, хотя официально не объявляют себя таргетерами инфляции, имеют все ключевые отличительные элементы таргетирования инфляции: объявленные публично цели по инфляции, плавающие курсы национальных валют, процентные ставки и коммуникацию как основные инструменты денежно-кредитной политики. Среди стран - членов БРИКС, помимо Банка России, стратегии таргетирования инфляции официально придерживаются Резервный банк Индии, Центральный банк Бразилии и Резервный банк ЮАР. Народный банк Китая в свою очередь, хотя и не может считаться таргетером инфляции, за последние десятилетия осуществил заметные изменения подходов в проведении денежно-кредитной политики (в большей степени на уровне инструментов денежно-кредитной политики), несколько приблизив их к подходам, применяемым в рамках стратегии таргетирования инфляции, и продолжает дальнейшее развитие <4>.

--------------------------------

<4> Отличительной особенностью денежно-кредитной политики Народного банка Китая (НБК) выступает множественность целей, промежуточных ориентиров и инструментов политики. Такая сложная структура во многом является наследием плановой экономики, отражает специфику развития рынков (стремительного, но неравномерного) и институциональной среды. За последние десятилетия (особенно после 2015 года) в условиях поступательного перехода экономики Китая на "рыночные рельсы" НБК сделал большой шаг вперед в повышении эффективности работы трансмиссионного механизма своей денежно-кредитной политики. Это касается в первую очередь выстраивания системы инструментов управления ликвидностью для управления ставками денежного рынка (по типу близкой к процентному коридору), в целом упрощения системы процентных ставок денежно-кредитной политики. Дополнительно снизилось прямое государственное участие в ценообразовании банковских продуктов в экономике, в том числе вмешательство в трансфертное ценообразование банков. Наконец, НБК постепенно уменьшил роль норматива обязательного резервирования при проведении денежно-кредитной политики, а также повысил информационную открытость для формирования доверия участников рынка. Несмотря на уже достигнутые успехи, по мнению многих экспертов, остается еще достаточно пространства для совершенствования, о чем говорит в том числе и сам НБК. В официальных выступлениях представителей НБК, в частности, подчеркивается приверженность дальнейшему развитию процентной политики, основанной на рыночных механизмах, и повышению прозрачности. Следует также отметить, что в условиях множественности целей НБК также имеет действующий целевой ориентир по инфляции. Он устанавливается Государственным советом Китая и озвучивается премьер-министром страны весной каждого года. С 2015 года целевой ориентир находится на уровне "около 3%". При этом, исходя из официальной коммуникации НБК, цель по инфляции является несимметричной и представляет собой скорее "потолок" для инфляции. НБК в гораздо меньшей мере стремится избегать существенных отклонений инфляции вниз от цели, чем вверх.

За более чем 30-летнюю историю таргетирование инфляции в мире доказало свою высокую эффективность, не только поддерживая покупательную способность национальной валюты через низкую и стабильную инфляцию, но и одновременно создавая условия для улучшения качества роста экономики. Многочисленные эмпирические исследования, в частности, показывают, что таргетирование инфляции повышает эффективность использования факторов производства в экономике и в целом увеличивает устойчивость экономического роста <5>.

--------------------------------

<5> См., например, метаанализ исследований, посвященных изучению результативности таргетирования инфляции: Hippolyte W. Balima, Eric G. Kilama, 00000059.wmz Tapsoba. Inflation targeting: Genuine effects or publication selection bias? (http://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2020.103520). European Economic Review. Volume 128, 2020.