Промышленность строительных материалов

На сегодняшний день основными проблемами развития промышленности строительных материалов являются:

отсутствие консолидированной потребности по отраслевым направлениям строительства;

неравномерное размещение производств;

высокая стоимость продукции для потребителя с учетом стоимости доставки;

отсутствие (в редких случаях) российских аналогов продукции с требуемыми потребительскими свойствами и качествами, а также наличие случаев применения некачественных, фальсифицированных и контрафактных строительных материалов;

зависимость от импорта по материалам и оборудованию для отдельных категорий объектов составляет до 5 процентов - для массового жилищного строительства и объектов дорожной инфраструктуры, до 10 процентов - для административных зданий и инженерных сооружений, до 35 процентов - для промышленных объектов.

Вызовами являются:

отсутствие консолидированной потребности по отраслевым направлениям строительства (дорожное строительство, энергетика и т.д.);

неравномерное распределение загрузки предприятий - производителей строительных материалов по территории Российской Федерации;

ограничения или высокая стоимость транспортировки продукции;

необходимость замещения импортируемых строительных ресурсов, включая строительные материалы, оборудование, используемое для производства строительных ресурсов, строительные машины и механизмы;

отсутствие внутреннего спроса на инновационные и современные технологии и материалы;

наличие некачественных, фальсифицированных и контрафактных строительных материалов;

отсутствие или недоступность источников, содержащих достоверную информацию о результатах лабораторных испытаний каждой партии строительных материалов, изделий, результатов строительного контроля при осуществлении градостроительной деятельности;

отсутствие гарантии выполнения общих требований к безопасности зданий и сооружений в связи с недостоверностью результатов входного и строительного контроля строительных материалов, некомпетентностью органов, осуществлявших лабораторные испытания;

снижение эксплуатационных характеристик объектов капитального строительства, увеличение затрат на их содержание, эксплуатацию и ремонт;

нарушение прав потребителей из-за недостоверной информации о свойствах стройматериалов, использованных при строительстве объектов капитального строительства;

злоупотребление конкурентным преимуществом на рынке производителей материалов посредством снижения качества и цен на свою продукцию.

Задачами являются:

формирование консолидированной потребности строительной отрасли в строительных материалах для обеспечения устойчивого и сбалансированного функционирования производителей строительных материалов;

обеспечение эффективного взаимодействия производителей и потребителей в части прогнозирования производственных возможностей и динамики цен на строительные материалы с учетом потребности строительной отрасли;

обеспечение условий для сокращения импорта строительных материалов, увеличения спроса на отечественные строительные материалы;

стимулирование применения инновационных и экологичных строительных материалов, включая алюминиевые, композитные и полимерные материалы;

обеспечение развития индустриального домостроения, в том числе технологий сборно-монолитного каркаса, блочно-модульного и деревянного домостроения;

обеспечение реализации механизмов поддержки развития производств строительных ресурсов по приоритетным направлениям, в том числе в рамках импортозамещения;

обеспечение значительного сокращения некачественных, фальсифицированных и контрафактных строительных материалов и изделий, используемых при возведении и эксплуатации зданий и сооружений;

обеспечение идентификации и прослеживаемости каждой партии строительных материалов и изделий, результатов лабораторных исследований при проведении контроля;

обеспечение доступности и достоверности результатов лабораторных исследований и контроля, осуществляемых специализированными организациями, обладающими подтвержденными компетенциями и полномочиями на проведение такой деятельности.

Предусмотрены следующие мероприятия:

консолидация потребности строительных материалов по отраслевым направлениям строительства;

включение в план мероприятий по реализации национальных проектов технологий индустриального домостроения (сборно-монолитного каркаса, блочно-модульного строительства, деревянного домостроения), использование современных строительных материалов, включая алюминиевые, композитные и полимерные, а также полученные за счет вторичной переработки сырья или отходов строительства и сноса;

разработка мастер-плана по взаимоувязке размещения производств строительных материалов по их группам для снижения транспортных расходов на доставку от места производства к месту строительства;

повышение эффективности системы обязательного подтверждения соответствия установленным требованиям строительных материалов и изделий;

обеспечение маркетинговой и информационной поддержки производителей инновационных строительных материалов;

совершенствование норм и требований для внедрения и применения инновационных технологий и строительных материалов;

поддержка импортозамещения технологического оборудования, запчастей и комплектующих к нему для производства строительных материалов;

создание системы допуска и контроля деятельности строительных лабораторий, проводящих исследования при производстве материалов и изделий, используемых в процессе строительства, эксплуатации и утилизации (сносе) зданий и сооружений, а также осуществляющих исследования при проведении входного контроля, строительного контроля и строительного надзора;

создание системы уникальной цифровой маркировки строительных материалов и изделий, используемой для проведения контроля (надзора);

обеспечение интеграции результатов строительного контроля, цифровой маркировки с информационной моделью объекта капитального строительства в составе сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

производство основных строительных материалов сбалансировано между субъектами Российской Федерации с учетом фактической потребности в них предприятий строительной отрасли;

снижена зависимость от импорта строительных материалов, в первую очередь обозначенных в качестве приоритетных для импортозамещения, а также оборудования, используемого при производстве строительных материалов;

увеличены объемы потребления и, как следствие, производства продукции индустриального домостроения (элементов сборного каркаса, блочно-модульного домостроения), конструкций из перекрестно клееной древесины, а также современных алюминиевых, композитных и полимерных материалов;

внедрена система допуска и контроля деятельности строительных лабораторий в целях обеспечения надлежащих компетенций строительных лабораторий, квалификации персонала, выполняющего исследования (испытания), качества проводимых исследований (испытаний) и допуска строительных лабораторий к проведению исследований (испытаний) при осуществлении входного контроля, строительного контроля и строительного надзора;

система допуска и контроля деятельности строительных лабораторий обеспечивает достоверность результатов испытаний при производстве строительных материалов, проведении строительного контроля и строительного надзора;

введена ответственность за предоставление недостоверных сведений о результатах испытаний для всех типов строительных лабораторий;

снижено количество применяемых в строительстве некачественных, фальсифицированных и контрафактных строительных материалов и изделий;

строительные материалы и изделия однозначно идентифицированы на всех этапах жизненного цикла (от производства до утилизации);

создана доступная информационная цифровая среда для получения достоверной информации о проведенных испытаниях строительных материалов и изделий и их результатах для каждого объекта капитального строительства;

создан конкурентный рынок строительных материалов по качественным, а не ценовым признакам.