См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Налог на прибыль организаций

1. Установление пониженной ставки по налогу на прибыль организаций на уровне 3% для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности и не менее 70 процентов доходов которых составляют доходы:

- от реализации услуг (работ) по проектированию и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) электронной (радиоэлектронной) продукции, а также передачи исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности по вышеуказанным видам услуг (работ);

- от реализации услуг (работ) по ремонту и (или) техническому обслуживанию произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

2. Снижение налоговой нагрузки при расчете налоговой базы для владельцев инженерных коммуникаций за счет учета денежной компенсации, предоставляемой за счет бюджетных средств, за перенос, переустройство таких сооружений в связи с новым строительством для государственных и муниципальных нужд, по аналогии с учетом бюджетных субсидий.

Новые нормы законодательства предусматривают списание денежной компенсации, полученной собственником объекта инженерных коммуникаций от застройщика, по мере расходования данных средств на перенос и переустройство таких сооружений. В результате у собственника не образуется положительное сальдо между поступлением и расходованием средств компенсации и не возникает значительной налоговой нагрузки. Ранее действующими нормами предусматривалось, что компенсация, которую получал собственник от застройщика на перенос и переустройство инженерных коммуникаций, учитывалась единовременно как доход и подлежала налогообложению налогом на прибыль, несмотря на то, что впоследствии данные поступления постепенно расходовались собственником на перенос объекта. В результате данного временного разрыва между поступлением и расходованием формировалась повышенная налоговая нагрузка, которая устраняется данной новацией.

3. Разработка специального налогового режима в части налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и страховых взносов для организаций, разрабатывающих и производящих высокотехнологичные товары (работы, услуги).

4. Дополнение объектами инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры перечня объектов, расходы на создание которых учитываются при налогообложении прибыли при их последующей безвозмездной передаче в государственную или муниципальную собственность.

5. Снижение фискальной нагрузки на российских юридических лиц - владельцев долговых ценных бумаг, выпущенных в соответствии с иностранным законодательством (еврооблигаций) в связи с блокировкой зарубежными расчетными организациями выплат по указанным ценным бумагам в адрес российских юридических лиц. Для данного вида доходов в виде процентов, начисленных в 2022 - 2023 годах, датой признания в целях налогообложения будет являться дата фактического поступления денежных средств, но не позже 31.12.2023. Ранее действовавшими нормами датой признания налогообложения была дата выплат купонного дохода, даже несмотря на то, что указанные средства заблокированы и недоступны для налогоплательщика.

6. Установление повышающего коэффициента 1,5 к расходам на приобретение российского радиоэлектронного оборудования и российских программ для электронных вычислительных машин (баз данных), если они относятся к сфере искусственного интеллекта, а также инвестиционного налогового вычета в отношении затрат на внедрение указанных оборудования и программ (баз данных).

7. Приведение к единообразию порядка формирования стоимости всех групп имущества (имущественных прав) полученных налогоплательщиком без затрат (безвозмездно). Их стоимость должна формироваться в той сумме, которая в соответствии с правилами налогового учета, была включена в состав облагаемых доходов.

8. Отказ от регулирования учета расходов на добровольное страхование через закрытый перечень видов страхования, по которому соответствующие расходы могут быть учтены для целей налогообложения.

9. Повышение уровня налогообложения прибыли, полученной при производстве и реализации сжиженного природного газа.