Приложение

к приказу

Федеральной службы по аккредитации

от 28 января 2019 г. N 12

МЕТОДИКА

ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ

ЗАЯВИТЕЛЯ, АККРЕДИТОВАННОГО ЛИЦА КРИТЕРИЯМ АККРЕДИТАЦИИ

ПО МЕСТУ ИЛИ МЕСТАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ

АККРЕДИТАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ ПО АККРЕДИТАЦИИ, А ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ

ПРОВЕДЕНИЯ ТАКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Настоящая Методика определяет последовательность действий, мероприятий по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации по месту или местам осуществления ими деятельности в области аккредитации, осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по аккредитации (далее - Служба), а также порядок определения необходимости проведения таких мероприятий.

2. Необходимость участия должностных лиц Службы в выездной оценке соответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации (далее - выездная оценка) определяется с учетом области аккредитации заявителя, аккредитованного лица, места или мест осуществления ими деятельности, состава экспертной группы, проводящей экспертизу соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, наличия выявленных ранее фактов нарушения аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, результатов анализа сведений, представленных аккредитованным лицом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ), иных факторов, влияющих на обеспечение компетентности заявителя, аккредитованного лица в определенной области аккредитации и обеспечивающих предотвращение нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.

3. Необходимость участия должностных лиц Службы в выездной оценке заявителей, аккредитованных лиц определяется на основании Риск-ориентированных критериев участия должностных лиц Федеральной службы по аккредитации в выездных оценках соответствия заявителей и аккредитованных лиц критериям аккредитации (далее - Риск-ориентированные критерии) в соответствии с приложением N 1 к настоящей Методике.

4. В рамках предоставления государственных услуг по аккредитации, расширению области аккредитации, порядок предоставления которых установлен статьями 16 - 18 Закона N 412-ФЗ, ответственный исполнитель по государственной услуге в лице должностного лица Управления аккредитации (далее - ответственный исполнитель, УА соответственно), в рамках установленных Положением об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2014 N 519 (далее - Положение), сроков подготовки и утверждения программы выездной оценки:

осуществляет анализ сведений о заявителе или аккредитованном лице в соответствии с Риск-ориентированными критериями;

включает пункт об участии должностного лица территориального органа и (или) центрального аппарата Службы в выездной оценке в проект приказа Службы о проведении выездной оценки.

5. В рамках предоставления государственных услуг по подтверждению компетентности аккредитованного лица, подтверждению компетентности аккредитованного лица, совмещенному с расширением области аккредитации и (или) изменением места или мест осуществления деятельности, порядок предоставления которых установлен статьей 24 Закона N 412-ФЗ, ответственный исполнитель в рамках установленных Положением сроков формирования состава экспертной группы:

осуществляет анализ сведений об аккредитованном лице в соответствии с Риск-ориентированными критериями;

включает пункт об участии должностного лица территориального органа и (или) центрального аппарата Службы в выездной оценке в проект приказа Службы о проведении процедуры подтверждения компетентности (подтверждения компетентности аккредитованного лица, совмещенного с расширением области аккредитации и (или) изменением места или мест осуществления деятельности).

6. Зарегистрированный в установленном порядке приказ Службы, содержащий поручение об участии должностного лица (лиц) территориального органа и (или) центрального аппарата Службы (далее - должностное лицо (лица) в выездной оценке критериям аккредитации и перечню документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (далее - Критерии аккредитации), в установленном порядке передается Управлением административно-финансовой деятельности и развития информационных технологий (далее - УАФДиРТ) для исполнения в территориальный орган и (или) в УА.

7. Ответственное за координацию выездных оценок должностное лицо территориального органа и (или) УА осуществляет:

подготовку предложений по определению должностного лица (лиц) для участия в выездной оценке;

подготовку проекта документа Службы (приказа, уведомления), с указанием должностного лица, принимающего участие в выездной оценке;

взаимодействие с руководителем экспертной группы - экспертом по аккредитации, должностным лицом (лицами) с целью согласования времени, сроков проведения мероприятия по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации по месту или местам осуществления деятельности в области аккредитации.

8. Должностное лицо (лица), назначенное для участия в выездной оценке (далее - назначенный участник (участники) выездной оценки) осуществляет непосредственное взаимодействие с членами экспертной группы при организации и проведении выездной оценки.

9. Назначенный участник (участники) выездной оценки осуществляет контроль работы экспертной группы, независимую объективную оценку соответствия заявителя, аккредитованного лица Критериям аккредитации.

10. Назначенный участник (участники) выездной оценки при проведении выездной оценки заявителя Критериям аккредитации вправе:

1) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии программы выездной оценки посещать территорию, здания, сооружения и помещения, используемые заявителем, аккредитованным лицом для выполнения работ и (или) оказания услуг в соответствии с областью аккредитации, получать доступ к используемым заявителем, аккредитованным лицом согласно области аккредитации оборудованию, веществам и материалам, применять средства аудио-, фото- и видеофиксации и иные технические средства;

2) беспрепятственно знакомиться с документами, подтверждающими соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, получать от заявителя копии указанных документов, за исключением случаев, если в процессе оказания государственной услуги, в ходе которой осуществляется оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, указанные документы были представлены заявителем, аккредитованным лицом ранее в национальный орган по аккредитации при подаче заявления на оказание соответствующей государственной услуги и в них не вносились изменения;

3) получать от работников заявителя, аккредитованного лица пояснения, касающиеся знания ими и соблюдения критериев аккредитации, правил выполнения работ по оценке соответствия, требований системы менеджмента качества заявителя, аккредитованного лица, в том числе путем проведения собеседования, в тестовой форме, форме выполнения практического задания и иных формах;

4) проводить в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми национальным органом по аккредитации, оценку навыков работников заявителя, аккредитованного лица по выполнению работ согласно области аккредитации в соответствии с системой менеджмента качества, в том числе путем оценки наличия навыков у указанных лиц при работе с оборудованием, веществами и материалами;

5) требовать от членов экспертной группы, проводящих выездную экспертизу соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, соблюдения положений программы выездной оценки;

6) осуществлять иные действия, предусмотренные программой выездной оценки, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

В обязанности назначенного участника (участников) выездной оценки при проведении выездной оценки заявителя входит:

общий контроль объективности, независимости осуществляемых экспертной группой действий, принимаемых решений в рамках выездной оценки;

участие в пределах своей компетенции и (или) контроль за проводимыми экспертной группой мероприятиями по оценке образования и опыта работы работников заявителя, аккредитованного лица;

участие в пределах своей компетенции и (или) контроль за оценкой со стороны экспертной группы навыков работников заявителя, аккредитованного лица по выполнению работ согласно области аккредитации в соответствии с системой менеджмента качества, в том числе путем оценки наличия навыков у указанных лиц при работе с оборудованием, средствами измерений, веществами и материалами;

выборочная оценка системы менеджмента качества заявителя, аккредитованного лица, а также соблюдения при осуществлении деятельности требований системы менеджмента качества;

выборочная оценка материально-технической базы заявителя, аккредитованного лица;

выборочная оценка обеспеченности необходимой документацией;

наблюдение за выполнением заявителем, аккредитованным лицом работ в соответствии с заявленной областью аккредитации.

11. В случае неисполнения заявителем или аккредитованным лицом обязанностей по обеспечению возможности ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной оценки, доступа на территорию, в используемые заявителем, аккредитованным лицом в рамках заявленной области аккредитации здания, сооружения, помещения, к используемым заявителем в рамках заявленной области аккредитации оборудованию, веществам и материалам, назначенный участник (участники) выездной оценки составляет акт о невозможности проведения выездной оценки по форме согласно приложению N 2 к настоящей Методике.

Факт о недопущении назначенного участника (участников) выездной оценки по месту или местам осуществления деятельности заявителя или аккредитованного лица в целях проведения выездной оценки фиксируется также с применением средств аудио-, фото- и видеофиксации и иных технических средств.

12. По завершении процедуры выездной оценки Назначенный участник (участники) выездной оценки в течение 7 рабочих дней представляет служебную записку на имя начальника УА, содержащую информацию по проведенным в рамках выездной оценки мероприятиям и их результатам, однозначный вывод о соответствии (несоответствии) заявителя, аккредитованного лица Критериям аккредитации, а также оценку выполнения членами экспертной группы программы выездной оценки и соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований и обязанностей членов экспертной группы. Допускается подготовка одной служебной записки, подписанной участниками выездной оценки в случае, если они являются сотрудниками одного структурного подразделения Службы.