1. Введение

Создание современной эффективной системы образования, отвечающей вызовам нового времени - ключевой фактор развития и реализации инновационного потенциала страны. Одним из направлений инновационного развития образования является развитие цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество, доступность дополнительного профессионального (педагогического) образования (далее - ДППО).

Для развития ДППО актуальным становится поиск соответствующих современным требованиям форматов, моделей и технологий повышения квалификации в части внедрения инновационных технологий, в том числе с использованием цифровых технологий, в реализацию дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП), где инновационные технологии в ДППО - это механизм, при помощи которого задействуются новые средства и способы в организации образовательной деятельности в ДППО.

ДППО должно стать механизмом обеспечения качественного изменения в развитии субъектов образовательных систем, стать субъектом инновационного развития образования, выступать одновременно и главным механизмом трансляции надсистем образования в систему образования, основные изменения которой определят динамику ее устойчивого развития:

- изменение методологических подходов к организации образовательной деятельности на основе методологии гуманитарного синтеза и методологии деятельности, что определяет необходимость обновления содержания и технологий ДПП;

- эволюция статуса преподавателя системы ДППО определяется изменением его функций и ролей от транслятора знаний к организатору-координатору учебно-познавательной и самообразовательной деятельности обучающихся педагогических работников и управленческих кадров по развитию профессиональных компетенций и разработчику методического обеспечения развития работников образования на основе учебно-методических ресурсов нового поколения;

- эволюция статуса обучающегося работника образования, который берет на себя полную ответственность за собственное обучение и реализацию образовательного маршрута; статус обучающегося работника образования определяется его субъектностью, самостоятельностью и активностью, что предполагает широкий выбор ДПП, модулей обучения и направленность на продуктивность, цифровую трансформацию, за счет чего учитываются открывающиеся достоинства виртуального мира, что позволяет в полной мере использовать потенциал цифровых технологий;

- изменение статуса знаний и содержания образования: ДПП выступают в качестве целостных "единиц" содержания образования; каждая такая "единица" является законченным циклом деятельности, нацеленным на обновление знаний и совершенствование/формирование умений, навыков педагогических работников и управленческих кадров;

- обновление технологий преподавания и реализации ДПП под влиянием процесса цифровой трансформации, использования цифровых технологий, что обеспечит педагогическим работникам и управленческим кадрам активную позицию в процессе повышения квалификации;

- развитие цифровой образовательной среды ДППО, что обеспечит открытость, взаимодополнительность ресурсной базы и возможность работы работникам образования в сетевых профессиональных сообществах.

Методические рекомендации по разработке и внедрению инновационных технологий в реализацию дополнительных профессиональных программ (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 9, ст. 1137);

- Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

- Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642;

- национальным проектом "Образование", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".

Методические рекомендации разработаны с целью

- повышения доступности качественных ДПП, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

- содействия интеграции инновационных технологий, в том числе с использованием цифровых технологий, в ДПП; предоставление педагогическим работникам и управленческим кадрам конкурентоспособных дополнительных профессиональных образовательных услуг;

- упорядочения практики, создания единых подходов к организации дополнительного профессионального (педагогического) образования во всех субъектах Российской Федерации, общих методологических и ценностных основаниях образовательной деятельности по ДПП;

- обеспечения непрерывного характера профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров (профессиональное образование будущих педагогических работников, высшее педагогическое и дополнительное профессиональное (педагогическое) образование) в условиях системных изменений в образовании Российской Федерации.

Настоящие Методические рекомендации рассматриваются вопросы:

- цели, задачи и принципы разработки и внедрения инновационных технологий, в том числе цифровых технологий, в реализацию ДПП;

- вопросы нормативного регулирования процесса разработки ДПП;

- описание инновационных технологий, в том числе цифровых технологий, внедряемых в реализацию ДПП;

- методологические и организационные вопросы по реализации ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и включающих инновационные технологии, в том числе цифровые технологии.

Методические рекомендации включают два приложения: в приложении 1 представлен глоссарий (термины, определения, используемые в Методических рекомендациях), в приложении 2 (цифровые инструменты для реализации ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).

Настоящие методические рекомендации предназначены руководителям и преподавателям организаций, разрабатывающих и реализующих ДПП в Российской Федерации, и имеют целью оказание им методической помощи по разработке и внедрению инновационных технологий, в том числе с использованием цифровых технологий, в реализацию ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.