II. Цели, задачи и приоритетные направления развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования

II. Цели, задачи и приоритетные направления развития

сети психологических служб в образовательных организациях

высшего образования

Реализация Концепции будет содействовать достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

В контексте достижения национальных целей развития Российской Федерации, а именно в части а) сохранения населения, здоровья и благополучия людей, б) создания возможностей для самореализации и развития талантов, в) организации комфортной и безопасной среды для жизни основная цель развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования заключается в организации оказания квалифицированной психологической помощи обучающимся и работникам каждой образовательной организации высшего образования, в том числе обеспечение социальной адаптации и реабилитации нуждающихся обучающихся и работников.

Достижение этой цели диктует необходимость выполнения следующих задач:

- обеспечение качества и доступности психологической помощи, в том числе экстренной, обучающимся и работникам образовательных организаций высшего образования;

- создание условий для укрепления психологического благополучия, психического здоровья и позитивной социализации обучающихся, психологического сопровождения в трудных жизненных ситуациях, в том числе оказания экстренной психологической помощи;

- развитие внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в целях повышения качества психологической помощи и обеспечения комплексного подхода к решению психологических трудностей обучающегося;

- содействие построению и реализации личных профессиональных планов обучающихся;

- содействие укреплению духовно-нравственной сферы обучающихся, в том числе развитие межкультурной толерантности и традиционных семейных ценностей, профилактика ксенофобии и экстремизма;

- организация мероприятий по оценке риска, профилактике и коррекции агрессивного и аутоагрессивного поведения обучающихся, формированию жизнестойкости и конструктивных навыков межличностного взаимодействия;

- содействие формированию устойчивого отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, алкоголя, а также к другим вредным привычкам;

- проведение научных исследований в интересах развития психологического сопровождения высшего образования;

- участие в мониторингах актуального состояния психологических служб, проводимых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;

- обеспечение качества методического и технического оснащения психологической службы для диагностической, коррекционной и профилактической работы;

- разработка критериев и проведение психологической экспертизы программ обучения и иных образовательных инноваций, в том числе в цифровом формате;

- профилактика и оказание психологической помощи в преодолении кризисных ситуаций, эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников организации высшего образования.

В качестве приоритетных направлений развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования на период до 2025 года и мероприятий по их реализации определяются:

1. Координация деятельности психологических служб образовательных организаций высшего образования, в том числе:

- создание Межведомственной рабочей группы по развитию сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;

- создание Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования на базе Российской академии образования в целях организационного и научно-методического сопровождения деятельности психологических служб в образовательных организациях высшего образования;

- разработка механизма межведомственного взаимодействия образовательных организаций высшего образования, медицинских организаций и организаций социальной защиты населения, иных организаций разной ведомственной подчиненности, участие которых необходимо для организации эффективной помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или нуждающимся в специализированной помощи.

2. Совершенствование нормативного правового регулирования психологического сопровождения в системе высшего образования и деятельности психологических служб образовательных организаций высшего образования, включая в том числе:

- подготовку предложений по внесению изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и подзаконные акты, обеспечивающих нормативные основания для осуществления федеральными органами исполнительной власти в сфере образования полномочий по организации психологической помощи обучающимся в образовательных организациях высшего образования и управлению психологической службой в системе высшего образования, а также с целью оказания психологической помощи работникам образовательных организаций высшего образования психологическими службами этих организаций;

- разработку системы мероприятий по реализации Концепции развития сети психологических служб в организациях высшего образования в Российской Федерации;

- разработку типового положения о психологической службе в образовательной организации высшего образования;

- разработку положения о подготовке ежегодного доклада и о ежегодном мониторинге психологических служб образовательных организаций высшего образования, реализующих академическое право обучающихся на психологическую помощь в период обучения;

- разработку профессионального стандарта психолога в системе профессионального образования;

- разработку стандарта оказания психологической помощи в системе высшего образования;

- разработку этического кодекса психолога в системе высшего образования;

- разработку перечня рекомендованных психологических методик и технологий для специалистов психологических служб образовательных организаций высшего образования;

- разработку регламентов межведомственного взаимодействия психологической службы с органами и организациями иной ведомственной подчиненности для решения профессиональных задач в условиях смежных полномочий;

- разработку регламентов межпрофессионального взаимодействия специалиста психологической службы и других специалистов образовательных организаций высшего образования;

- подготовку иных предложений по внесению изменений в законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие организацию психологического сопровождения высшего образования, а также деятельность психологических служб и их специалистов в образовательных организациях высшего образования в соответствии с Концепцией и действующим законодательством Российской Федерации.

3. Кадровое обеспечение деятельности психологических служб образовательных организаций высшего образования, включая в том числе:

- разработку мер стимулирования профессионального развития специалистов психологических служб в образовательных организациях высшего образования;

- совершенствование программ профессионального образования и дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов психологических служб;

- разработку комплекса мер по организации квалифицированной помощи специалистам психологических служб в образовательных организациях высшего образования по преодолению эмоционального выгорания, профилактике личностных и профессиональных деформаций;

- повышение статуса психолога, работающего в психологической службе в образовательной организации высшего образования, популяризация профессии;

- создание профессионального сообщества специалистов психологических служб в образовательных организациях высшего образования.

4. Методическое обеспечение деятельности психологических служб образовательных организаций высшего образования, включая в том числе:

- проведение анализа применяемых специалистами психологических служб в образовательных организациях высшего образования методик и технологий на предмет их научной обоснованности, валидности, надежности, разработку соответствующих методических рекомендаций;

- формирование перечня имеющихся на рынке психологических методик, в том числе психодиагностических, коррекционных, консультационных, применение которых может быть рекомендовано в психологических службах образовательных организаций высшего образования;

- разработку и внедрение программ дополнительного профессионального образования для специалистов психологических служб в образовательных организациях высшего образования в целях обеспечения их готовности к решению актуальных профессиональных задач;

- проведение профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации специалистов психологических служб образовательных организаций высшего образования, формирование ежегодного рейтинга образовательных программ для специалистов психологических служб образовательных организаций высшего образования;

- разработку перечня требований к материально-техническому обеспечению психологической службы в образовательной организации высшего образования, в том числе к оборудованию кабинетов специалистов;

- разработку рекомендаций для психологических служб в образовательных организациях высшего образования по популяризации их услуг и снижению у обучающихся психологических барьеров, препятствующих обращению за профессиональной психологической помощью;

- анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих или имеющих опосредованное отношение к организации и проведению психологической экспертизы инноваций в системе высшего образования (программ, технологий, учебников, пособий, методических материалов), в том числе реализуемых в цифровом формате;

- разработку методических рекомендаций и требований к организации психологической экспертизы образовательных инноваций в системе высшего образования;

- разработку и пилотную апробацию критериев оценки эффективности работы психологических служб в образовательных организациях высшего образования.

5. Научные исследования в интересах развития психологической службы в системе высшего образования, в том числе:

- обеспечение координации научных исследований в Российской Федерации в интересах развития психологического сопровождения высшего образования;

- создание реестра стандартизированного психодиагностического инструментария для достижения качества диагностики психологического состояния и развития обучающихся образовательных организаций высшего образования;

- создание условий для регулярных популяционных исследований студенческой молодежи в Российской Федерации в целях оценки нормативных показателей психологического благополучия и психического развития;

- создание условий для проведения лонгитюдных исследований в целях оценки эффектов влияния образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных технологий на психическое развитие и состояние обучающихся.

6. Мониторинги и информационно-аналитическое обеспечение деятельности психологических служб образовательных организаций высшего образования, в том числе создание условий для регулярных мониторинговых исследований ресурсной обеспеченности психологических служб в образовательных организациях высшего образования и реализации прав обучающихся на психологическую помощь.

7. Экспертная деятельность психологических служб образовательных организаций высшего образования, к которой относятся:

- анализ нормативно-правовых оснований проведения психологической экспертизы инноваций в системе высшего образования (программ, технологий, учебников, пособий, методических материалов и т.п.), в том числе в цифровом формате;

- формулирование перечня требований к психологической экспертизе образовательных инноваций в системе высшего образования;

- разработка методических материалов по проведению психологической экспертизы инноваций в системе высшего образования.