Определение Верховного Суда РФ от 15.05.2003 N КАС03-167 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ03-49, которым были признаны частично недействующими отдельные положения Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 мая 2003 г. N КАС 03-167

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Толчеева Н.К.,

Пелевина Н.П.,

с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 мая 2003 г. гражданское дело по заявлению ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" по кассационной жалобе Правительства РФ на решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003 года, которым заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя Правительства РФ Лохина В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей заявителя Сасова К.А. и адвоката Пепеляева С.Г., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Открытое акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (сокращенное наименование ОАО "Кольская ГМК") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

В обоснование заявленного требования акционерное общество сослалось на несоответствие оспоренного нормативного правового акта закону и на неправомочность передачи Правительством РФ полномочий по определению базовых нормативов платы за загрязнение окружающей среды к компетенции Министерства экологии и природных ресурсов РФ.

Верховный Суд Российской Федерации приведенным выше решением признал недействующими пункт 2 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года и пункт 9 (в части) "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденного этим же Постановлением Правительства РФ, а в остальной части заявленные требования оставил без удовлетворения.

В кассационной жалобе Правительство РФ ставит вопрос об отмене судебного решения в части признания недействующим пункта 2 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632, сославшись на ошибочность выводов суда о незаконности делегирования Правительством РФ нормативов по установлению нормативов платы за загрязнение окружающей среды Министерству экологии и природных ресурсов РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года, признанным Верховным Судом РФ недействующим ввиду несоответствия его закону, Министерству экологии и природных ресурсов РФ поручено разработать с привлечением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора, других заинтересованных министерств и ведомств и по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов РФ утвердить до 1 ноября 1992 года базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предоставлено право вносить уточнения в указанные нормативы платы и коэффициенты в связи с изменением экологической ситуации в отдельных регионах и уровня цен, а также при установлении новых видов загрязняющих веществ и вредных воздействий на окружающую природную среду.

Во исполнение данного пункта Постановления Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 27 ноября 1992 г. утвердило "Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы".

Признавая п. 2 Постановления Правительства РФ не соответствующим федеральному закону, Верховный Суд РФ обоснованно исходил из того, что полномочия по установлению порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду законодатель делегировал именно Правительству РФ.

Данный вывод суда подтверждается статьей 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которой установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В соответствии с ч. III ст. 16 приведенного Федерального закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации, к которым согласно ч. 1 ст. 2 этого же Федерального закона и ч. 1 ст. 3 ГК РФ могут быть отнесены постановления Правительства РФ и указы Президента РФ, но не акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, признавая незаконным п. 2 оспоренного Постановления Правительства РФ, Верховный Суд Российской Федерации правомерно учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную последним в определении от 10 декабря 2002 года N 284-О по запросу Правительства РФ о проверке конституционности оспоренного по настоящему делу Постановления Правительства РФ, согласно которой делегирование Правительству РФ федеральным законом полномочий по установлению порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду предполагает, что нормативы платы вводятся Правительством РФ.

При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности п. 2 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года, поскольку федеральный закон не содержит норм, предоставляющих Правительству РФ право перепоручать решение вопроса об установлении нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов какому-либо федеральному министерству или ведомству.

Довод в кассационной жалобе об ошибочности приведенного вывода суда первой инстанции не подтвержден правовым обоснованием.

Ссылка Правительства РФ на положения Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", согласно которым Правительство РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды уполномочено обеспечивать проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, а последние подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач, несостоятельна, поскольку приведенные положения Федерального конституционного закона не могут быть применены в отношении полномочий, которые законодатель делегировал персонально Правительству РФ.

В остальной части решение Верховного Суда РФ ни заявителем, ни представителем Правительства РФ в кассационном порядке не обжаловано.

По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства РФ - без удовлетворения.