12.5. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

12.5. Подготовка и оформление проектов законодательных актов

Российской Федерации

12.5.1. Подготовка и внесение проектов федеральных законов (далее - законопроекты) в Правительство Российской Федерации осуществляются Министерством в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации <5>.

--------------------------------

<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 23, ст. 2313; 2022, N 5, ст. 770).

Министерство разрабатывает законопроекты на основе плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации, а также в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, во исполнение нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, поручений или указаний Президента Российской Федерации, поручений, содержащихся в протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, и поручений Председателя Правительства Российской Федерации, плана организации законопроектных работ в Министерстве на соответствующий год.

Концепции законопроектов и проекты технических заданий на их разработку (далее - концепции и проекты ТЗ) разрабатываются в соответствии с Основными требованиями <6>.

--------------------------------

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, N 32, ст. 333; 2015, N 12, ст. 1758).

Организация подготовки законопроектов возлагается на руководителей структурных подразделений Министерства в соответствии с их компетенцией.

Контроль за указанной выше деятельностью осуществляется заместителем Министра, курирующим соответствующее структурное подразделение Министерства.

Подготовленные ответственными структурными подразделениями Министерства законопроекты, концепции и проекты ТЗ направляются на согласование в заинтересованные структурные подразделения Министерства.

Согласование законопроектов, концепций и проектов ТЗ осуществляется заинтересованными структурными подразделениями Министерства в срок не позднее 7 календарных дней с даты их поступления в эти структурные подразделения Министерства либо в более короткий срок по решению руководства Министерства.

Завизированные руководителями (или их заместителями) всех заинтересованных структурных подразделений Министерства законопроекты, концепции и проекты ТЗ до направления их на согласование в заинтересованные органы государственной власти и иные организации в обязательном порядке подлежат правовой экспертизе, проводимой Правовым департаментом Министерства.

Законопроекты, концепции и проекты ТЗ направляются в Правовой департамент Министерства с приложением всех актов (документов), в соответствии с которыми или во исполнение которых они подготовлены. Правовая экспертиза законопроектов, концепций и проектов ТЗ без приложения указанных актов (документов) не проводится, а законопроекты, концепции и проекты ТЗ возвращаются исполнителю.

Срок проведения правовой экспертизы законопроекта, концепции и проекта ТЗ составляет не менее 7 дней со дня поступления в Правовой департамент Министерства. При проведении правовой экспертизы законопроекта, концепции и проекта ТЗ исполнитель указанных проектов может привлекаться ответственным исполнителем Правового департамента Министерства, проводящим правовую экспертизу, для дачи пояснений по данным проектам. Законопроекты, концепция и проект ТЗ с замечаниями и предложениями передаются ответственным исполнителем Правового департамента Министерства исполнителю проекта на доработку, а в РК документа в СЭД делается соответствующая запись.

Доработанные законопроект, концепция и проект ТЗ с приложением предыдущего законопроекта, концепции и проекта ТЗ, по тексту которых делались замечания и предложения, передаются исполнителем ответственному исполнителю Правового департамента Министерства, проводившему правовую экспертизу, для проверки соответствия правильности доработанного проекта. При отсутствии замечаний законопроект, концепция и проект ТЗ визируются руководством Правового департамента Министерства.

При наличии неурегулированных разногласий законопроект, концепция, проект ТЗ не визируются и возвращаются исполнителю вместе с заключением на них, подписанным руководством Правового департамента Министерства.

Подготовка финансово-экономических обоснований к законопроектам осуществляется структурными подразделениями Министерства, ответственными за подготовку законопроекта, совместно с Финансово-экономическим департаментом.

Согласование законопроектов с заинтересованными органами государственной власти и организациями осуществляется одновременно с проведением процедур общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы. Направление законопроектов на заключение в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации и обсуждение общественно значимых из них с Общественным советом при Министерстве осуществляются по решению структурных подразделений Министерства, ответственных за подготовку законопроектов.

Согласование законопроектов, подготавливаемых в рамках реализации федеральных проектов, осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288.

Согласование законопроектов, подготавливаемых в рамках реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением о системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 234.

В целях обеспечения возможности проведения оценки регулирующего воздействия, раскрытия информации о подготовке законопроектов и результатах их общественного обсуждения, независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов, в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, и Правилами проведения антикоррупционной экспертизы <7>, они размещаются структурными подразделениями Министерства, ответственными за подготовку законопроектов, в установленном порядке на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт regulation.gov.ru) в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации.

--------------------------------

<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации 2010, N 10, ст. 1084; 2017, N 29, ст. 4374).

При наличии разногласий по законопроекту, в том числе выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, структурным подразделением Министерства, ответственным за подготовку законопроекта, организуется согласительное совещание с участием заместителя Министра в соответствии с распределением обязанностей между первым заместителем Министра, статс-секретарем - заместителем Министра, заместителями Министра (далее соответственно - распределение обязанностей, заместители Министра) и представителей заинтересованных органов государственной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения. Законопроект может быть внесен в Правительство Российской Федерации с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и замечаниями, подписанными руководителями указанных органов или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия.

Законопроект после его согласования с заинтересованными органами государственной власти, проведения оценки регулирующего воздействия или раскрытия информации о подготовке законопроекта и результатах его общественного обсуждения, а также независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов до внесения в Правительство Российской Федерации направляется с приложением документов, предусмотренных пунктом 60 Регламента Правительства Российской Федерации, на правовую и антикоррупционную экспертизы в Министерство юстиции Российской Федерации для оценки законопроекта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдения правил юридической техники, а также наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов.

В отдельных случаях, установленных Регламентом Правительства Российской Федерации <8>, законопроекты направляются на заключение в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации или Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

--------------------------------

<8> Пункт 60 Регламента Правительства Российской Федерации (Собрание законодательства РФ 2004, N 23, ст. 2313; 2021, N 19, ст. 3222).

Законопроект, представляемый в Правительство Российской Федерации, визируется Министром или лицом, исполняющим его обязанности.

Законопроект вносится в Правительство Российской Федерации с сопроводительным письмом, содержащим основание внесения законопроекта, сведения о содержании и согласовании законопроекта, с приложением следующих документов:

проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации;

пояснительной записки, содержащей изложение предмета законодательного регулирования, основной идеи законопроекта, оформленной в соответствии с пунктом 53 Регламента Правительства Российской Федерации;

финансово-экономического обоснования принимаемых решений, предлагаемых к принятию законопроектом, оформленного в соответствии с пунктами 53(1) и 53(2) Регламента Правительства Российской Федерации;

перечня федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

перечня нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

заключений, предусмотренных пунктами 60, 60(1), 60(2) и 60(4) Регламента Правительства Российской Федерации;

заключения федерального государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства. и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации".

Перечни нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона, должны включать в себя наименования проектов нормативных правовых актов, обоснование необходимости их подготовки, примерный срок подготовки, краткое описание каждого акта (цель, предмет и содержание правового регулирования), а также сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - ответственном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов.

В случаях, установленных пунктами 53 и 60(5) Регламента Правительства Российской Федерации, законопроекты вносятся в Правительство Российской Федерации также с протоколами заседаний Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии, на которых рассмотрены соответствующие законопроекты.

В Правительство Российской Федерации также представляются копии подготовленных материалов в электронной форме в редактируемом текстовом формате.

Оформление законопроектов осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, подготовленными Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Законопроекты, подготавливаемые для внесения в Правительство Российской Федерации, печатаются шрифтом N 14 на стандартных листах бумаги формата A4.

На первой странице законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка: "Вносится Правительством Российской Федерации". Пометка печатается через 1 интервал и выравнивается по левой границе.

На расстоянии межстрочного интервала 24 пт от пометки у правой границы текстового поля печатается слово "Проект".

12.5.2. Законопроект имеет следующие реквизиты:

Наименование вида акта - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - отделяется от слова "Проект" межстрочным интервалом 42 пт, печатается прописными буквами размером шрифта N 22 и может быть выделено полужирным шрифтом. Выравнивается по центру.

Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 38 пт и печатается через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Пишется с прописной буквы и отвечает на вопрос: "О чем?" издан закон или в нем приводится название кодекса (например: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации). Точка в конце заголовка не ставится.

В наименованиях законопроектов о внесении изменений в законодательные акты не допускаются уточняющие формулировки, такие как "в части...", "в связи..." и т.п., в том числе заключенные в скобки. При наличии такой формулировки необходимо исключить ее из наименования законопроекта во время подготовки его к принятию во втором чтении.

Также необходимо называть причины внесения изменений или конкретную норму, в которую вносятся изменения, а в случае неоднократного изменения одной и той же нормы дополнительно указывать, в какой именно части она изменяется.

Например:

О внесении изменений в законодательные акты

Российской Федерации об административных правонарушениях

в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации

или

О внесении изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского

кодекса Российской Федерации в части платежей в бюджет

и во внебюджетные фонды

Текст отделяется от заголовка межстрочными интервалами 36 - 48 пт и печатается через межстрочный интервал 24 пт.

Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть.

12.5.3. Основная часть текста законопроекта может подразделяться на части, разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи.

Заголовки частей и разделов печатаются прописными буквами полужирным шрифтом и выравниваются по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Номера проставляются римскими цифрами.

Например:

РАЗДЕЛ I

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Подраздел имеет порядковый номер, обозначенный римскими цифрами, и наименование. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Наименование подраздела печатается полужирным шрифтом.

Например:

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

Главы нумеруются арабскими цифрами и имеют заголовки. Обозначение главы печатается с прописной буквы, с абзацного отступа. Заголовок главы печатается полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка.

Например:

Глава 5. Права, обязанности и ответственность

Параграф обозначается знаком §, имеет порядковый номер, обозначенный арабскими цифрами и наименование. Наименование параграфа пишется с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением параграфа, после которого ставится точка.

Например:

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

Статья законопроекта является его основной структурной единицей, имеет сквозной порядковый номер. Порядковый номер статьи обозначается арабскими цифрами. Наименование статьи печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Заголовок статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка.

Например:

Статья 33. Сертификация

1. ..................... (часть 1)

2. ..................... (часть 2)

В случае если статья имеет наименование, то точка после номера статьи не ставиться и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзационного отступа полужирным шрифтом.

Статья может подразделяться на части, пункты, подпункты, абзацы. Части статей обозначаются арабскими цифрами с точкой. Нумерация пунктов

осуществляется арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Подпункты обозначаются буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Например:

Статья 33. Сертификация

1. .............. (часть 1)

2. .............: (абзац первый части 2)

1).............; (пункт 1 части 2)

2).............: (пункт 2 части 2)

а).............; (подпункт "а" пункта 2 части 2)

б).............. (подпункт "б" пункта 2 части 2)

или

Статья 33

1. .............. (часть 1)

2. .............: (абзац первый части 2)

1).............; (пункт 1 части 2)

2).............: (пункт 2 части 2)

а).............; (подпункт "а" пункта 2 части 2)

б).............. (подпункт "б" пункта 2 части 2)

Корректным вариантом использования абзацев в тексте статьи считается такой, когда часть делится на пункты, пункт делится на подпункты, а подпункт (при необходимости дальнейшего расширения) может делиться на абзацы (не более пяти).

Например:

Статья 33

1. ................. (часть 1)

2. ................: (абзац первый части 2)

1)................; (пункт 1 части 2)

2)................: (абзац первый пункта 2 части 2)

а)................: (абзац первый подпункта "а" пункта 2 части 2)

................; (абзац второй подпункта "а" пункта 2 части 2)

................; (абзац третий подпункта "а" пункта 2 части 2)

................; (абзац четвертый подпункта "а" пункта 2 части 2)

б)................ (подпункт "б" пункта 2 части 2)

Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

В случае если статья состоит из одной части, то часть не обозначается. Подобная статья после двоеточия может иметь пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Такие статьи рекомендуется оформлять следующим образом:

Статья 4. Принципы гражданской службы

Принципами гражданской службы являются:

1) .................; (пункт 1 статьи 4)

2) .................; (пункт 2 статьи 4)

3) .................; (пункт 3 статьи 4)

4) .................. (пункт 4 статьи 4)

12.5.4. Подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 36 пт и состоит из слов "Президент Российской Федерации". Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в 2 строки через один межстрочный интервал. Слова "Российской Федерации" печатаются от левой границы текстового поля, а слово "Президент" выравнивается по центру относительно этих слов.

Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации указываются при оформлении принятого закона в Государственной Думе.

Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа законопроекта в нижней его части.

12.5.5. Оформление пояснительной записки к законопроекту.

Пояснительная записка к законопроекту печатается шрифтом N 14 на стандартных листах бумаги формата A4 и имеет следующие реквизиты.

Наименование вида документа - "пояснительная записка" печатается прописными буквами ниже границы верхнего поля страницы на 24 пт, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.

Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 24 пт, печатается строчными буквами через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.

В заголовке к тексту указывается полное название законопроекта, к которому подготовлена пояснительная записка.

Например:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью

1 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге

с физических лиц"

Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт и печатается через интервал 18 пт на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Содержание пояснительной записки определяется пунктом 53 Регламента Правительства Российской Федерации. <9>

--------------------------------

<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 23, ст. 2313; 2021, N 28, ст. 5534).

Образец оформления законопроекта прилагается.

Вносится Правительством

Российской Федерации

/\

24 пт │

\/

Проект

/\

42 пт │

\/

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

/\

38 пт │

\/

О Московском государственном университете

имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском

государственном университете

/\

24 пт │

\/

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящим Федеральным законом определяются особенности правового

положения ведущих классических университетов Российской Федерации -

федерального государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования "Московский государственный университет имени

М.В. Ломоносова" (далее - Московский государственный университет имени М.В.

Ломоносова) и...

/\

│ (Далее текст не приводится)

36 пт │

\/

Президент

Российской Федерации