<Письмо> Минпросвещения России от 25.07.2022 N 08-ПГ-МП-28384 "О рассмотрении обращения"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 июля 2022 г. N 08-ПГ-МП-28384

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Минпросвещения России рассмотрело обращение по вопросу реализации "Ядра высшего педагогического образования" и сообщает.

Принятию решения о необходимости разработки учебных планов на основе единых подходов способствовали следующие факторы.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО) имеет рамочный характер, не устанавливает единого перечня профессиональных компетенций, которыми должен овладеть выпускник в результате освоения образовательной программы.

Задачу формирования общих требований к профессиональным компетенциям, результатам освоения образовательной программы, а также формирования единого содержания были призваны выполнять примерные основные образовательные программы, разрабатываемые под непосредственным руководством федеральных учебно-методических объединений. Разработка примерных основных образовательных программ была предусмотрена ФГОС ВО.

В 2021 г. Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" были исключены из части 9.1 статьи 1 "примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета)", таким образом, образовательные организации высшего образования вынуждены были вести подготовку будущих педагогов в соответствии с профессиональными компетенциями, разработанными самостоятельно.

Анализ учебных планов бакалавриата по педагогическому направлению, реализуемых педагогическими вузами, показал их разнородность и разную структурность. Такая разнородность препятствует академической мобильности обучающихся (невозможность перевестись из одного вуза в другой без потери курса, так как программа по одному и тому же профилю подготовки в разных вузах может иметь совершенно различное содержательное наполнение, невозможность организации совместных сетевых программ между образовательными организациями по тем же причинам).

Кроме того, разнообразие моделей образовательных программ приводит к разрыву между содержанием подготовки педагогических кадров на уровне высшего образования и содержанием школьного образования. Как следствие - выпускники, освоившие педагогические программы подготовки, приходя в школу, не всегда готовы соотносить свои знания и навыки с требованиями школьного образования.

Наметилась необходимость осуществлять подготовку будущих учителей в едином ключе в связи с решением задач, поставленных перед системой образования на государственном уровне: усиление воспитательной составляющей в образовательных программах, формирование готовности выпускника выполнять функции классного руководителя, сопровождения детей с различными образовательными потребностями, работать в новых реалиях: цифровой среде, в коллективах с детьми из разных социальных и этнических групп.

По инициативе Ассоциации развития педагогического образования и ФГАОУ ДПО "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Академия Минпросвещения России) состоялось обсуждение данных вопросов с проректорами по учебной, учебно-методической работе образовательных организаций, находящихся в ведении Минпросвещения России.

В обсуждении приняли участие более 60 представителей вузов, высказавшихся за формирование единых подходов в подготовке педагогов. Было принято решение о разработке единых подходов к подготовке учителей, на основании которых были разработаны Методические рекомендации по подготовке педагогических кадров по программам бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро высшего педагогического образования") (далее - Методические рекомендации).

Для разработки Методических рекомендаций была создана рабочая группа на базе Академии Минпросвещения России. На заседаниях рабочей группы обсуждались примерная структура образовательной программы, примерный перечень рекомендуемых дисциплин, требования к профессиональным компетенциям. Обсуждения проводились с участием председателя федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки" (далее - ФУМО).

В рекомендациях сформулированы общие подходы, позволяющие осуществлять подготовку педагогов в едином образовательном пространстве.

Методические рекомендации широко обсуждались в 2021 г. В обсуждении приняли участие более 100 представителей вузов из числа ректоров, проректоров, руководителей учебных и учебно-методических управлений ФУМО.

Под руководством оператора проекта, которым стала Академия Минпросвещения России, были созданы рабочие группы из представителей всех вузов, подведомственных Минпросвещения России. В состав рабочих групп вошли 386 разработчиков и экспертов из 33 вузов. Ассоциацией развития педагогического образования Академии Минпросвещения России было проведено более 30 совещаний-вебинаров по обсуждению и содержанию "Ядра высшего педагогического образования" и его структуры. Рабочими группами были разработаны структура и содержательное наполнение трех базовых модулей (коммуникативно-цифрового, психолого-педагогического, модуля воспитательной деятельности) и 24 предметно-методических модулей в соответствии с профилями образовательных программ и предметными областями школьного образования. Все разработанные модули прошли независимую экспертизу в Институте развития образования Российской академии наук. Все замечания были устранены, после доработки модули были представлены педагогической общественности и прошли экспертное обсуждение.

Ассоциацией развития педагогического образования в 2022 году организованы совещания с вузами по вопросам внедрения "Ядра высшего педагогического образования", проектирования образовательных программ подготовки педагогов и организации образовательного процесса с использованием ресурсов "Технопарка универсальных педагогических компетенций". В семинаре приняли участие более 250 представителей вузов из разных регионов России.

По итогам совещаний сформированы решения и предложения по проектированию образовательных программ подготовки педагогов с учетом принципов "Ядра высшего педагогического образования" и реализации дорожной карты по внедрению.

Академией Минпросвещения России организованы курсы повышения квалификации управленческих кадров педагогических вузов "Проектирование и особенности реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом единых подходов к структуре и содержанию педагогического бакалавриата". В программе приняли участие более 300 слушателей.

Таким образом, педагогическая общественность и экспертное сообщество приняли активное участие не только в обсуждении, но и разработке концепции "Ядра высшего педагогического образования", в формировании структуры и содержания предметно-методических модулей.

Концепция "Ядра высшего педагогического образования", методические рекомендации, содержащие единые формулировки профессиональных компетенций, структуру "Ядра высшего педагогического образования" и примерное наполнение базовых модулей, а также примерные программы предметно-методических модулей были доведены до вузов в 2021 г., то есть у вузов было достаточно времени для обновления образовательной программы и разработки учебных планов до начала приемной кампании.

Согласно Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г., N 1688-р, будет действовать механизм постоянного обновления учебных планов.

Действующими ФГОС ВО бакалавриата по педагогическим и непедагогическим направлениям подготовки предусмотрено ограниченное количество дисциплин (модулей), обязательных к реализации: история (история России, всеобщая история), философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт.

Включение любых других дисциплин (модулей) ФГОС ВО не регламентируется и происходит по усмотрению разработчиков образовательных программ. Таким образом, "Ядро высшего педагогического образования" не исключало такие дисциплины, как социология, культурология, МХК и пр. В методические рекомендации включен минимум дисциплин для того, чтобы разработчики могли самостоятельно дополнить модуль дисциплинами по усмотрению образовательной организации.

Включение модулей в образовательные программы не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам, т.к. в действующих ФГОС ВО и иных нормативных актах предусмотрены дисциплины (модули).

В пункте 9 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее - Закон) содержится определение образовательной программы: образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

В соответствии с п. 22 ст. 2 Закона, учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

В качестве первого блока структуры ФГОС ВО в образовательные программы включен блок "Дисциплины (модули)".

Кроме того, каждый модуль включает конкретные дисциплины, то есть дисциплины как структурная единица учебного плана сохранены.

Наличие практической подготовки зафиксировано в части 6 статьи 13 Закона, освоение основных профессиональных образовательных программ предусматривает проведение практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки. Образовательная деятельность при освоении иных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической подготовки.

В соответствии с методическими рекомендациями "Ядра высшего педагогического образования" рекомендуются учебные и производственные практики. Виды и типы практик, их объем и рекомендуемое содержание не противоречат ФГОС ВО и отвечают задачам подготовки педагога. Типы практик могут быть дополнены по усмотрению образовательной организации. В рабочих программах практик и дисциплин могут быть отражены особенности образовательных организаций.

Первый заместитель министра

А.В.БУГАЕВ