III. Организация работы по представлению интересов территориального органа МЧС России

III. Организация работы по представлению интересов

территориального органа МЧС России

16. Судебно-исковую работу по представлению интересов территориального органа МЧС России в судах организует начальник территориального органа МЧС России <13>.

--------------------------------

<13> В соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 27.03.2020 N 217.

17. В случае необходимости по решению Министра либо соответствующего заместителя Министра, координирующего отдельные направления деятельности территориального органа МЧС России, территориальному органу МЧС России может быть поручено представление интересов в судах другого территориального органа МЧС России или учреждения и организации, находящейся в ведении МЧС России <14>.

--------------------------------

<14> Далее по тексту - организация, находящаяся в ведении МЧС России.

Предложения Министру либо соответствующему заместителю Министра, координирующему отдельные направления деятельности территориального органа МЧС России, подлежат согласованию с Правовым департаментом.

18. Начальник территориального органа МЧС России организовывает работу по представлению интересов территориального органа МЧС России и определяет:

1) должностное лицо, ответственное за непосредственное ведение работы по представлению интересов территориального органа МЧС России <15>, его права и обязанности;

--------------------------------

<15> В качестве ответственного лица назначаются должностные лица, замещающие должность юридического профиля, а при отсутствии в территориальном органе МЧС России должности юридического профиля или ее неукомплектованности - иные должностные лица, обладающие в силу своих должностных обязанностей и (или) профессиональных навыков специальными знаниями в вопросах, подлежащих разрешению в суде. Указанные должностные лица именуются далее по тексту ответственным лицом.

2) порядок назначения представителя территориального органа МЧС России <16>;

--------------------------------

<16> С учетом требований части 2 статьи 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представитель юридического лица в суде должен подтвердить документально наличие у него высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности.

Представители назначаются из числа военнослужащих, сотрудников (работников) территориального органа МЧС России, организации, находящейся в ведении МЧС России, соответствующих требованиям, предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации, и именуются далее по тексту представителем.

3) порядок взаимодействия ответственного лица и представителя со структурными подразделениями территориального органа МЧС России по вопросу сбора доказательств, необходимых для представления в суде, при рассмотрении судебных дел и при исполнении судебных решений;

4) ведение учета и формирование отчетности по судебным делам, предусмотренной разделом X настоящего Регламента.

19. Ответственное лицо:

1) осуществляет контроль за подготовкой представителя (представителей) территориального органа МЧС России к участию в судебных заседаниях;

2) обеспечивает участие в судебных заседаниях надлежаще подготовленного представителя и направление в суд письменной позиции по судебному делу;

3) контролирует предъявление требований в защиту интересов территориального органа МЧС России;

4) решает вопросы, связанные с обеспечением исполнения судебных актов;

5) обеспечивает исключение формального и поверхностного подхода к организации судебно-исковой работы и формирование позиции для представления интересов в суде;

6) не допускает необоснованного перенаправления поступивших документов. В случае наличия для этого оснований перенаправление осуществляется по согласованию с Правовым департаментом;

7) на досудебной стадии при подготовке исков организует мониторинг финансового состояния контрагентов территориального органа МЧС России на предмет открытия процедур их банкротства;

8) организует работу на досудебной стадии при подготовке исков и отзывов на исковые требования, а также при рассмотрении судебных дел в судах, включая работу в рамках реализации права обратного требования (регресса);

9) обеспечивает участие представителя территориального органа МЧС России в судебном заседании. В случае невозможности личного присутствия представителя в судебном заседании участие осуществляется с использованием технических средств связи в установленном порядке. При необходимости привлечения должностного лица иного территориального органа МЧС России, организации, находящейся в ведении МЧС России, организуется заблаговременное, не менее чем за 7 рабочих дней до начала судебного заседания, направление соответствующего обращения в Правовой департамент с приложением подготовленной позиции по делу и всех необходимых доказательств;

10) обеспечивает направление в Правовой департамент информации об итогах рассмотрения судебного дела в течение 5 рабочих дней с момента изготовления решения в полном объеме, а по делам, стоящим на контроле руководства центрального аппарата МЧС России (в том числе Правового департамента), в течение суток с момента оглашения резолютивной части решения с последующим представлением изготовленного судом решения. В письме должно быть указано краткое описание судебного дела, информация о должностном лице (представителе) территориального органа МЧС России, принимавшем участие в судебном заседании, а также о результатах судебного разбирательства. В случае принятия судом решения не в пользу территориального органа МЧС России указываются причины принятия такого решения, какие меры необходимо предпринять по обжалованию и иная, относящаяся к обстоятельствам судебного дела, информация. Нецелесообразность дальнейшего обжалования судебных актов должна быть мотивирована.

20. Ответственное лицо несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей по ведению судебно-исковой работы.

21. Начальник территориального органа МЧС России принимает решение по обжалованию судебных актов, принятых не в пользу территориального органа МЧС России, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

22. Прием, первичная обработка, регистрация и учет поступающих в территориальный орган МЧС России документов, связанных с подготовкой и рассмотрением дел в судах, осуществляется в порядке, установленном для ведения делопроизводства в территориальном органе МЧС России.

23. Начальник территориального органа МЧС России рассматривает документы, связанные с рассмотрением судебных дел, в день их регистрации в территориальном органе МЧС России.

Результатом рассмотрения является резолюция с поручением ответственному лицу, другим должностным лицам территориального органа МЧС России, к компетенции которых отнесены вопросы, содержащиеся в судебных документах.

24. Ответственное лицо, получив документы с резолюцией начальника территориального органа МЧС России, выясняет обстоятельства, изложенные в поступивших материалах, предлагает кандидатуру представителя, организует получение им доверенности на представление интересов МЧС России, территориального органа МЧС России, организации, находящейся в ведении МЧС России, в суде. При необходимости осуществляет методическое руководство его подготовкой к участию на всех стадиях рассмотрения дела.

25. Представитель, участвующий в рассмотрении судебных дел, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, должен иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме.

Полномочия представителя определяются в доверенности, выдаваемой в установленном порядке.

26. Представитель при подготовке к судебному заседанию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для рассмотрения судебного дела в суде, изучает требования законодательства Российской Федерации по вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании, осуществляет сбор доказательств и подготовку иных документов в целях обоснования позиции по судебному делу, изучает судебную практику по соответствующей категории дел.

27. С Правовым департаментом подлежат согласованию:

1) кассационные жалобы в Верховный Суд Российской Федерации, жалобы на имя Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя, надзорные жалобы (заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по вновь открывшимся или новым обстоятельствам), подготовленные в установленном законом порядке <17>;

--------------------------------

<17> В порядке статей 291.1 - 291.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 390.3 - 390.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", статей 318 - 320 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 401.3 - 401.4 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

2) иски, возражения (отзыв), апелляционная, кассационная, надзорная жалобы (заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора по вновь открывшимся или новым обстоятельствам) по делам:

об оспаривании правовых актов МЧС России в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;

об оспаривании правовых актов, связанных с наложением штрафов на МЧС России или Министра, подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

28. Невозможность своевременного согласования позиции по судебному делу не освобождает представителя от участия в его рассмотрении.

29. При отсутствии в территориальном органе МЧС России необходимых документов начальник территориального органа МЧС России направляет мотивированный запрос в территориальный орган МЧС России и (или) организацию, находящуюся в ведении МЧС России, которые ими располагают.

При необходимости получения документов (позиции по судебному делу) от структурного подразделения центрального аппарата МЧС России <18> направляется мотивированный запрос по принадлежности, во втором адресе указывается Правовой департамент.

--------------------------------

<18> Далее по тексту - структурное подразделение ЦА.

30. Начальник (руководитель) территориального органа МЧС России, организации, находящейся в ведении МЧС России, получивший мотивированный запрос, в срок не более 5 рабочих дней обеспечивает направление запрашиваемых документов.

В случае непредоставления запрашиваемых в установленные сроки документов начальник территориального органа МЧС России обеспечивает представление интересов в суде на основе имеющихся в материалах судебного дела документов, принимает меры к их истребованию с последующим информированием Правового департамента.

31. Возражения (отзыв) представляются в суд в письменном виде в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и должны содержать мотивированную позицию по судебному делу, предусматривающую ссылки на положения законодательства Российской Федерации, судебную практику, а также анализ доказательств, относящихся к предмету судебного спора и имеющихся в судебном деле.

Подготовка возражений (отзыва) осуществляется представителем во всех случаях представления интересов в суде.

32. При наличии оснований ответственное лицо и (или) представитель принимает меры к исключению территориального органа МЧС России из числа лиц, участвующих в деле.

Представление интересов территориального органа МЧС России в суде осуществляется до их исключения из числа лиц, участвующих в деле.

33. О принятом судом решении ответственное лицо и (или) представитель незамедлительно письменно докладывает начальнику территориального органа МЧС России. В докладе кратко излагается суть судебного дела, указывается представитель, который представлял интересы в суде, а также предложения, направленные на предотвращение негативных последствий для системы МЧС России.

В случае принятия судом отрицательного судебного акта по делам, находящимся на контроле у руководства центрального аппарата МЧС России (в том числе Правового департамента), территориальным органом МЧС России направляется в адрес Правового департамента мотивированный доклад, в котором указываются причины, послужившие принятию такого решения, предложения по обжалованию и другое.

34. Обжалованию в апелляционном, кассационном и надзорном порядке подлежат все судебные акты, принятые с нарушением норм материального и (или) процессуального права, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

35. Решение о нецелесообразности обжалования судебного акта в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции принимается начальником территориального органа МЧС России с последующим направлением в адрес Правового департамента мотивированного доклада в срок, не превышающий половины срока, установленного для его обжалования.

36. При представлении интересов МЧС России, территориального органа МЧС России, признанных потерпевшими, гражданскими истцами по уголовным делам, представитель:

1) выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела;

2) изучает требования законодательства Российской Федерации по вопросам, подлежащим рассмотрению в уголовном судопроизводстве;

3) участвует в проведении необходимых процессуальных и иных следственных действий;

4) представляет доказательства причинения ущерба МЧС России, территориальному органу МЧС России и его размер;

5) предъявляет гражданский иск после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции после установления, в том числе экспертным путем, суммы имущественного вреда, причиненного преступлением, либо после утвержденного прокурором обвинительного заключения в отношении лица, действиями которого причинен установленный материальный ущерб;

6) совершает действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации в рамках полномочий, определенных доверенностью, в целях защиты имущественных интересов МЧС России и (или) территориального органа МЧС России;

7) обжалует в установленный срок судебные акты при наличии оснований;

8) осуществляет незамедлительно работу по подаче гражданского иска к лицам, причинившим ущерб, в установленном порядке, в случае оставления гражданского иска судом в рамках уголовного дела без рассмотрения либо прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

9) организует работу по принудительному исполнению судебного акта о возмещении ущерба, причиненного МЧС России, территориальному органу МЧС России.