2.1. Оценочный лист "Управление персоналом. Медицинские кадры. Компетентность и компетенции"

2.1 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. МЕДИЦИНСКИЕ

КАДРЫ. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИИ"

N

Требование

Критерии

N

Предмет оценки

Да/нет

Порядок оценки

1.1

Организация системы управления персоналом

Создание базовых условий функционирования системы управления сотрудниками

1.1.1

Наличие в МО основных локальных нормативных актов (приказов, положений, должностных инструкций и т.д.) по реализации функций управления персоналом

Оценить наличие у руководителей МО Опросить достаточное количество ответственных сотрудников

1.1.2

Регулярность проведения мероприятий (совещаний, отчетов) по анализу деятельности МО в сфере управления персоналом

1.1.3

Система подачи и реализация предложений по улучшению деятельности МО в сфере управления персоналом

1.1.4

Вовлеченность руководителей и их заместителей в работу по внедрению технологий управления персоналом

1.1.5

Информирование сотрудников о мероприятиях, проводимых службой управления персоналом

1.2

Укомплектованность персоналом. Уровень квалификации сотрудников, возрастной состав

Отслеживание и анализ укомплектованности, формирование статистики для принятия кадровых решений

1.2.1

Сбор и анализ статистических данных по укомплектованности сотрудниками, возрастному составу, уровню квалификации и т.д.

Оценить качество анализа человеческих ресурсов, в том числе:

- по подразделениям;

- по категориям работников;

Планирование преемственности управления МО

1.2.2

План замещений ключевых должностей в случае ухода (перемещения) сотрудника

Поиск и привлечение сотрудников

1.2.3

Методический инструментарий по проведению интервью и тестированию сотрудников в процессе подбора и отбора кадров

Оценить наличие, эффективность использования методик и инструментов в процессе подбора и отбора кадров

1.2.4

Использование на практике современных методов отбора сотрудников при приеме на работу

Оценить число соответствующих мероприятий, наличие инструкций и регламентирующих документов, проведение оценки знаний сотрудниками кадровой службы соответствующих технологий и т.д.)

1.2.5

Система обратной связи от внутренних заказчиков о качестве процедуры подбора сотрудников

1.2.6

Методики привлечения перспективных и квалифицированных кадров

Оценить эффективность использования интернета, образовательных организаций, стажировок и др.

Адаптация сотрудников и введение в должность

1.2.7

Программа адаптации и введения в должность новых сотрудников

Оценить обеспечение сотрудников необходимыми ресурсами и информационными материалами при введении в должность

1.2.8

Система наставничества, включая: наличие регламентирующих документов, оценки эффективности системы наставничества и т.д.

Оценить наличие и эффективность системы наставничества, опросив достаточное число сотрудников: наставников и наставляемых

Обеспечение процесса увольнения сотрудников

1.2.9

Организация и проведение сбора обратной связи от увольняющихся сотрудников

1.2.10

Регулярность подготовки и качество аналитических материалов и предложений по итогам сбора обратной связи от увольняющихся сотрудников

Управление брендом работодателя

1.2.11

Наличие порядка сбора и регулярность анализа показателей, влияющих на восприятие персоналом бренда МО как работодателя

1.3

Использование административных методов управления персоналом

Повышение ответственности персонала

1.3.1

Соответствие должностных инструкций сотрудников потребностям МО, подразделений. Регулярность обновлений и дополнений должностных инструкций (по необходимости)

Оценить должностные инструкции, которые должны содержать детализированное описание функциональных обязанностей сотрудников и ответственности в соответствии с профилем подразделения, в том числе в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности

Рациональное формирование графика дежурств

1.3.2

Рациональность формирования графика и состава дежурных бригад с учетом компетенции, персональной нагрузки и совместимости сотрудников

Рациональное формирование предполагает исключение дежурства "сутки через сутки" и разбивку суточных дежурств на 2 или 3 периода. Опросить достаточное число сотрудников из разных подразделений

Профилактика нежелательных последствий тяжелых условий труда

1.3.3

Мероприятия по профилактике стресса и профессионального выгорания персонала

Опросить достаточное число сотрудников из разных подразделений

Улучшение условий труда

1.3.4

Регулярность оценки эргономичности рабочих мест сотрудников

Оценить организацию рабочих мест сотрудников должны быть организованы в соответствии с принципами бережливого производства с исключением потерь в виде лишних перемещений, движений, продолжительного поиска нужных документов и др.

1.3.5

Организация социально-бытовых условий для сотрудников

Оценить методом наблюдения социально-бытовые условия, созданные для персонала в разных подразделениях

1.4

Формирование и развитие кадрового потенциала

Реализация программы развития кадрового потенциала

1.4.1

План развития кадрового потенциала МО

Оценить план развития кадрового потенциала, составленный:

- с учетом перспектив развития МО;

- на основании функций и задач МО, должностей

1.4.2

Система подготовки кадрового резерва руководителей и ключевых сотрудников

Оценить наличие и выполнение плана по подготовке кадрового резерва в МО, оценить качество подготовки, опросив сотрудников

1.4.3

Система ротации (взаимозаменяемость сотрудников)

Ротация кадров может быть, как для руководителей, так и для рядовых сотрудников (например, сестер между отделениями для расширения профессиональных компетенций)

Система непрерывного обучения персонала

1.4.4

Наличие симуляционного центра/площадки и оснащение в соответствии с заявленными задачами и профилем МО

Оценить в том числе, наличие симуляторов/манекенов в соответствии тематике тренингов

1.4.5

При отсутствии собственного, наличие договора МО с другим симуляционным центром

1.4.6

Наличие планов проведения тренингов в симуляционном центре/площадке

1.4.7

Наличие свидетельств проведения тренингов по обучению практическим навыкам

При возможности, посетить тренинги и оценить качество обучения, включая навыки тренеров, в том числе использование методов обучения взрослых, командного обучения Оценить качество программ обучения, наличие методических пособий, раздаточных материалов и т.д.

1.4.8

Система непрерывного обучения персонала

Возможные темы тренингов:

- навыки деловой коммуникации;

- навыки консультирования;

- профилактика конфликтов;

- профилактика профессионального выгорания

- и др.

Оценить наличие программ и качество обучения, опросив достаточное количество участников тренингов.

1.4.9

Подготовка предложений и рекомендаций для сотрудников и руководства МО по итогам проведения обучающих мероприятий

Организация профессионального обучения сотрудников на рабочем месте в других МО

1.4.10

План обучения сотрудников на рабочем месте в других МО

Оценить наличие и выполнение плана обучения

1.4.11

Система оценки эффективности реализации плана обучения сотрудников на рабочем месте в других МО

Участие сотрудников в научно-практических мероприятиях, подготовка статей, участие в научных исследованиях

1.4.12

Участие МО, отдельных сотрудников в научно-практических мероприятиях (конференциях, семинарах) в качестве докладчиков и организаторов

Оценить активность МО, сотрудников в научно-практической деятельности, включая средний медицинский и немедицинский персонал

1.4.13

Программы научной деятельности в МО

Оценить научную активность сотрудников МО (участие в научных исследованиях, количество публикаций в научных журналах)

1.4.14

Система обмена опытом между сотрудниками (например, по итогам посещений конференций, проведения исследований и др.)

1.5

Управление внутренней средой МО и социальной политикой

Управление мотивацией сотрудников

1.5.1

Программа (меры) материальной и нематериальной мотивации сотрудников МО

Оценить эффективность программ мотивации, опросив достаточное количество сотрудников различных категорий

1.5.2

Регулярность проведения анализа эффективности мероприятий по оценке уровня и направленности мотивации сотрудников

Снижение текучести кадров

1.5.3

Система учета, анализа текучести кадров в МО. Программа мероприятий по профилактике или снижению текучести кадров

Обеспечение социальной поддержки сотрудников

1.5.4

Программа (меры) социальной поддержки сотрудников МО (помощь в устройстве детей в дошкольные учреждения, организация летнего отдыха детей сотрудников бесплатно или со скидкой и т.п.)

Оценить наличие и качество/эффективность программы (мер) социальной поддержки персонала опросив достаточное количество персонала из разных категорий

1.5.5

Система "обратной связи" с персоналом

Оценить эффективность системы обратной связи:

включая:

- порядок приема и сроки обработки предложений персонала;

- порядок анализа поступивших предложений персонала и ответственных работников;

- порядок реализации мероприятий по результатам анализа предложений персонала;

- оценка эффективности реализованных мероприятий в целях совершенствования качества и безопасности медицинской деятельности

1.6

Система оценки персонала

Проведение мероприятий по оценке сотрудников

1.6.1

Проведение на регулярной основе оценки деятельности сотрудников, в том числе:

1.6.1.1

Наличие методологии проведения оценки деятельности сотрудников

Опросить достаточное число сотрудников из разных подразделений

1.6.1.2

Наличие порядка оценки профессиональных компетенций сотрудников

1.6.1.3

Наличие порядка оценки личностно-деловых компетенций сотрудников

1.6.1.4

Наличие порядка оценки управленческих компетенций сотрудников

1.6.1.5

Наличие порядка оценки потенциала сотрудников

1.6.1.6

Наличие предложений на основе анализа результатов мероприятий по оценке деятельности

1.6.1.7

Предоставление обратной связи сотрудникам по итогам оценки