IV. Особенности организации и осуществления методической деятельности

39. Методическая деятельность осуществляется с целью повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, совершенствования педагогического мастерства профессорско-преподавательского (преподавательского) состава.

40. Планирование и организация методической деятельности, а также контроль за ее осуществлением обеспечиваются заместителем начальника ВООВО (по учебной работе), заместителем командира учебной воинской части, начальником учебного отдела (отделения, группы), начальниками факультетов (кафедр, циклов).

41. Основными формами методической деятельности являются:

заседания методического совета;

методические (научно-методические) конференции, совещания и семинары;

учебно-методические сборы;

деятельность предметно-методических комиссий (секций);

методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные).

42. Методический совет является коллегиальным органом управления ВООВО, учебной воинской части, осуществляющим деятельность в целях совершенствования педагогического мастерства педагогических работников. Деятельность методического совета организуется на основании локального акта ВООВО, учебной воинской части.

43. Методические (научно-методические) конференции, совещания и семинары проводятся по вопросам преподавания дисциплин, проблемам организации труда педагогических работников и обучающихся в целях обобщения положительного опыта педагогической деятельности и повышения эффективности образовательного процесса.

На методических (научно-методических) конференциях, совещаниях и семинарах рассматриваются вопросы обеспечения взаимосвязи смежных дисциплин, результаты научных исследований по проблемным вопросам профессионального образования, вопросы внедрения образовательных технологий, методов и средств обучения и иные вопросы совершенствования подготовки кадров.

44. Учебно-методические сборы проводятся со всеми категориями руководящего, профессорско-преподавательского (преподавательского) состава с целью обсуждения итогов учебной и методической деятельности, постановки задач, анализа работы факультетов (кафедр, циклов) и структурных подразделений ВООВО, учебной воинской части.

45. Межвузовские учебно-методические сборы проводятся в целях обмена передовым опытом в сфере образования, совершенствования механизмов взаимоинтеграции образования, науки и практики ежегодно с участием представителей Росгвардии, научных и образовательных организаций высшего образования.

46. Предметно-методические комиссии (секции) факультетов (кафедр), батальонов ВООВО создаются в целях совершенствования методического обеспечения преподаваемых дисциплин, повышения качества обучения и воспитания обучающихся.

47. Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам ВООВО, учебной воинской части, факультета (кафедры, цикла) и батальона.

Инструкторско-методические занятия проводятся в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов.

Показные занятия проводятся наиболее подготовленным в методическом отношении профессорско-преподавательским (преподавательским) составом с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения.

Открытые занятия проводятся в целях обмена опытом, оказания помощи профессорско-преподавательскому (преподавательскому) составу и командирам (начальникам) учебных подразделений в подготовке занятий и методике их проведения.

Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности профессорско-преподавательского (преподавательского) состава и допуска его к самостоятельному проведению занятий с обучающимися, рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения. Пробные занятия проводятся по решению начальника факультета (кафедры, цикла), командира батальона курсантов без обучающихся только перед профессорско-преподавательским (преподавательским) составом и командирами (начальниками) подразделений обучающихся.

Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях факультета (кафедры, цикла) и (или) предметно-методической комиссии.

Результаты проведенного занятия оформляются протоколом заседания факультета (кафедры, цикла) и (или) предметно-методической комиссии; оценка открытого занятия, кроме того, заносится в журнал контроля учебных занятий.

48. Планирование методической деятельности заключается в разработке документов, обеспечивающих согласованную деятельность по реализации ее форм.

Основным планирующим документом методической деятельности является План методической деятельности ВООВО, учебной воинской части (далее - план методической деятельности).

Мероприятия плана методической деятельности согласовываются с мероприятиями по обучению и воспитанию обучающихся, мероприятиями научной (научно-исследовательской) деятельности. План методической деятельности подписывается заместителем начальника ВООВО (по учебной работе), заместителем командира учебной воинской части и утверждается начальником ВООВО, командиром учебной воинской части.

Мероприятия, предусмотренные планом методической деятельности, ежемесячно уточняются и включаются в план-календарь основных мероприятий ВООВО, учебной воинской части, разрабатываемый на месяц.

49. Мероприятия методической деятельности на факультетах (кафедрах, циклах), в батальонах курсантов включаются в качестве самостоятельного раздела в планы работы соответствующих структурных подразделений на учебный год (период подготовки) и на месяц.

50. Учет выполнения мероприятий Методической деятельности ведется посредством проставления отметки в соответствующий план, а также оформления протоколов заседаний факультета (кафедры, цикла) и записей в журналах работы предметно-методических комиссий (секций).

51. В целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий организуется и проводится контроль учебных занятий.

Контроль учебных занятий может быть плановым и внеплановым.

52. Контроль учебных занятий включает проверку:

соответствия учебного занятия рабочей программе дисциплины (модуля), тематическому плану и расписанию;

наличия у преподавателя необходимых учебно-методических документов и материалов для проведения занятия, а также полноты обеспечения занятия необходимыми средствами обучения и воспитания, их подготовленности и эффективности использования;

владения преподавателем учебным материалом, способности применять разнообразные технологии обучения, эффективности использования учебного времени;

наличия обучаемых на занятии и причины отсутствия по каждому случаю в отдельности;

степени усвоения учебного материала обучающимися;

внешнего вида, соблюдения формы одежды преподавателем и обучающимися, дисциплины на занятии;

состояния и ведения журнала учета учебных занятий;

соблюдения норм этикета и правил вежливости, состояния учебной аудитории.

Контроль учебного занятия проводится как по всем, так и по отдельным элементам проверки.

Результаты проверки занятия и оценка преподавателю отражаются в журнале контроля учебных занятий.

Результаты контроля учебных занятий рассматриваются на совещаниях руководящего состава (заседаниях методического совета) с участием начальников факультетов (кафедр, циклов) - не реже одного раза в семестр (полугодие), на заседаниях факультетов (кафедр, циклов) - ежемесячно.

53. Нормы контроля проверки занятий определяются ВООВО, учебной воинской частью.

Учебные занятия, проводимые начальниками факультетов (кафедр, циклов) и их заместителями, командирами батальонов курсантов и их заместителями, контролируются начальником ВООВО, командиром учебной воинской части, их заместителями, начальником учебного отдела (отделения, группы).

Учебные занятия, проводимые профессорами, доцентами, старшими преподавателями и преподавателями, командирами рот, командирами взводов, контролируются начальниками по их подчиненности и офицерами учебного отдела (отделения, группы).

54. Журнал контроля учебных занятий ведется:

в учебном отделе (отделении, группе) - на начальников факультетов (кафедр, циклов) и их заместителей, командиров батальонов курсантов и их заместителей;

на факультетах - на начальников курсов (командиров рот) и командиров взводов;

на кафедрах (циклах) - на весь профессорско-преподавательский (преподавательский) состав, за исключением начальника кафедры (цикла) и его заместителя;

в батальонах - на командиров рот и взводов.