II. Цели, задачи деятельности психологической службы и приоритетные направления ее развития

II. Цели, задачи деятельности психологической службы

и приоритетные направления ее развития

Реализация Концепции вносит вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом N 474.

В рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации "сохранение населения, здоровье и благополучие людей", "возможности для самореализации и развития талантов" сформулирована цель деятельности психологической службы - создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Достижение поставленной цели на современном этапе развития психологической службы требует решения следующих актуальных задач:

обеспечение доступности психолого-педагогической помощи всем категориям детей независимо от их места проживания;

обеспечение качества психолого-педагогической помощи для всех категорий детей;

совершенствование управления качеством психолого-педагогической помощи и определение критериев оценки эффективности деятельности психологической службы;

проведение научных исследований;

развитие межуровневого и межведомственного взаимодействия в сфере оказания психологической помощи детям;

совершенствование качества инструментария оказания психологической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования;

содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья, а также развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;

реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в обучении детей;

участие педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в проектировании и создании развивающей, психологически безопасной образовательной среды;

проведение психологической экспертизы программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;

диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;

сотрудничество педагогов-психологов (психологов в сфере образования) с иными педагогическими работниками по вопросам обеспечения достижения целевых ориентиров дошкольного образования, личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;

содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;

содействие в позитивной социализации детей;

организация мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

профилактика социального сиротства;

содействие реализации программ воспитания обучающихся;

участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности;

сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению никотинсодержащей, алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, иных психоактивных веществ;

психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;

психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе определение для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;

профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;

психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по проблемам обучения, воспитания, развития.

Обозначенные цель и задачи деятельности психологической службы определяют необходимость ее эффективного функционирования в каждом субъекте Российской Федерации, совершенствование психодиагностического, развивающего и коррекционного инструментария психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, нормативной правовой базы, регулирующей деятельность педагога-психолога (психолога в сфере образования), и других аспектов деятельности психологической службы.

Модели организации психолого-педагогической помощи в системе общего и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации создаются для реализации цели и задач Концепции.

На основе анализа ключевых проблем и ресурсов развития психологической службы определяются следующие приоритетные направления ее развития:

совершенствование управления деятельности психологической службы;

совершенствование нормативного правового регулирования деятельности по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений;

кадровое обеспечение деятельности психологической службы;

методическое обеспечение деятельности психологической службы;

научное обеспечение деятельности психологической службы (научные исследования и разработки);

информационное обеспечение деятельности психологической службы;

материально-техническое обеспечение деятельности психологической службы.

Совершенствование управления деятельности психологической службы (федеральный, региональный, муниципальный, институциональный уровень) предполагает деятельность по созданию единого пространства оказания психолого-педагогической помощи в целях ее функционирования. Для этого предусматривается:

организация деятельности Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации в целях организационного, экспертно-методического сопровождения деятельности психологической службы;

организация деятельности Научно-методического совета по вопросам развития психологической службы в целях обеспечения проведения научных исследований в интересах деятельности психологической службы;

разработка (актуализация) региональных планов (комплексов мер) по развитию психологической службы с учетом положений, закрепленных в Концепции;

проведение мониторинга реализации региональных планов (комплексов мер) по развитию психологической службы.

Совершенствование нормативного правового регулирования деятельности по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений предполагает подготовку предложений для внесения изменений в нормативные правовые акты с целью совершенствования законодательства Российской Федерации в части оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Кадровое обеспечение психологической службы предполагает организацию повышения квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования), проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов-психологов (психологов в сфере образования), совершенствование системы оплаты труда педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций. Необходимо разработать последовательность ступеней профессионального карьерного развития педагога-психолога (психолога в сфере образования).

Методическое обеспечение деятельности психологической службы предполагает оказание содействия организации экспертно-методического сопровождения деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса и направлено на:

стандартизацию и адаптацию методов психологической диагностики для оценки целевых ориентиров дошкольного образования в целях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и оценки метапредметных компетенций и личностных результатов освоения образовательных программ в целях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и управления качеством образования;

разработку и адаптацию новых коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ различной направленности;

формирование реестра стандартизированного психодиагностического инструментария в целях обеспечения качества диагностической деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования);

создание электронного психодиагностического, развивающего и психокоррекционного инструментария;

разработку и внедрение оптимальных моделей организации и предоставления психолого-педагогической помощи детям на разных уровнях и видах образования и при различных формах получения образования и формах обучения;

разработку критериев оценки эффективности деятельности психологической службы.

Деятельность по научному обеспечению психологической службы (научные исследования и разработки) предполагает деятельность научных организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, и направлена на:

организацию и проведение регулярных общероссийских популяционных исследований современных детей в Российской Федерации в целях стандартизации психологических методов диагностики, оценки индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся в разные периоды обучения;

организацию и проведение лонгитюдных исследований для оценки влияния образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных технологий на психическое развитие и здоровье обучающихся.

Информационное обеспечение деятельности психологической службы направлено на популяризацию деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, включая в себя:

разработку и реализацию Концепции цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним гражданам, их родителям (законным представителям);

информирование населения о возможностях получения психолого-педагогической, в том числе экстренной психологической помощи.

Материально-техническое обеспечение деятельности психологической службы направлено на создание условий для оказания доступной и качественной психолого-педагогической помощи обучающимся, в том числе испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, и включает в себя:

оборудование кабинетов педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;

обеспечение деятельности по психолого-педагогическому сопровождению в условиях цифровой образовательной среды.