<Письмо> ФАС России от 18.05.2022 N МШ/48200/22 "О корректировке необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 18 мая 2022 г. N МШ/48200/22

О КОРРЕКТИРОВКЕ

НЕОБХОДИМОЙ ВАЛОВОЙ ВЫРУЧКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Федеральная антимонопольная служба в дополнение к письму от 20.04.2018 N ИА/28440/18 сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы) в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций плановых расходов на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной (скорректированной) в установленном порядке инвестиционной программе.

В этой связи регулирующими органами при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии должны быть приняты расходы на инвестиции в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) территориальной сетевой организации на уровне плановых тарифных источников, предусмотренных в составе утвержденной (скорректированной) до начала очередного периода регулирования в установленном порядке инвестиционной программы.

При этом расходы на амортизацию основных средств и расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации определяются в соответствии с пунктом 27 и пунктом 38 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования регулирующие органы ежегодно осуществляют корректировку НВВ, обусловленную отклонением совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Пунктами 32, 38 Основ ценообразования также предусмотрено, что в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Особенности установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении каждого метода регулирования установлены Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методика N 98-э), Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методика N 228-э).

Порядок расчета и включения в НВВ корректировки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, определен пунктом 11 Методики N 98-э и пунктом 42 Методики N 228-э.

Указанная ежегодная корректировка НВВ осуществляется с учетом планового и фактического объема финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС.

Фактический объем финансирования инвестиционной программы может отличаться от планового, предусмотренного в утвержденной (скорректированной) инвестиционной программе на начало очередного года в течение долгосрочного периода регулирования, в том числе в связи с технологическим присоединением новых потребителей, досрочным вводом электросетевых объектов, работами по аварийным ситуациям и режимными ограничениями со стороны Системного оператора.

В случае непревышения фактических расходов на реализацию инвестиционного проекта над общей стоимостью инвестиционного проекта в составе утвержденной (скорректированной) инвестиционной программы, отклонение фактических расходов на реализацию инвестиционной программы в связи с изменением фактических сроков реализации инвестиционных проектов может быть признано экономически обоснованным.

При определении объема фактического финансирования инвестиционной программы допускается возможность отклонения годового объема финансирования по отдельным инвестиционным проектам как в положительную, так и отрицательную сторону от его планового значения в рамках утвержденной (скорректированной) долгосрочной инвестиционной программы по основаниям, изложенным в предыдущем абзаце настоящего письма.

При этом фактические расходы на реализацию инвестиционного проекта не должны превышать объем финансовых потребностей, определенных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 1 пункта 32 Основ ценообразования.

При расчете корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования (год), необходимо учитывать экономически обоснованный фактический объем финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств от оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с источниками финансирования инвестиционной программы, подтвержденный отчетом о реализации инвестиционной программы.

Также ФАС России обращает внимание на необходимость систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы).

М.А.ШАСКОЛЬСКИЙ