Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Методическая работа

65. Методическая работа имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий, повышение профессионального уровня руководящего, преподавательского состава и командиров подразделений слушателей и курсантов.

Центром методической работы является кафедра.

66. Методическая работа включает:

разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий и воспитательной работы;

повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава и профессионального уровня командиров подразделений слушателей и курсантов (организация и проведение учебно-методических сборов, совещаний, научно-методических конференций, семинаров и методических занятий);

организацию и проведение контроля учебных занятий;

проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс;

рассмотрение вопросов методики обучения и воспитания на заседаниях ученых советов, кафедр и предметно-методических комиссий.

67. Учебно-методические (методические) сборы в вузе (на факультете) проводятся перед началом или в начале учебного года (семестра). На сборах подводятся итоги работы за предшествующий период обучения, вырабатываются единые взгляды по вопросам учебной, воспитательной и методической работы; проводятся методические занятия, организуется чтение лекций, даются указания по реализации в образовательном процессе новых требований руководящих документов и опыта войск. План проведения сбора утверждается начальником вуза (факультета).

Межвузовские сборы руководящего состава высших военно-учебных заведений, начальников кафедр и преподавателей по отдельным учебным дисциплинам (группам (циклам) учебных дисциплин, курсам), командиров подразделений слушателей и курсантов могут проводиться по планам начальников, которым подчинены вузы, и планам Главного управления кадров Министерства обороны.

Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов образовательного процесса: методики проведения учений, военных игр, комплексных учебных занятий, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин и других. Они организуются и проводятся на факультетах, кафедрах, в батальонах (дивизионах) курсантов. Совместные совещания нескольких кафедр (межкафедральные совещания) организуются и проводятся начальником вуза (факультета), его заместителями, начальником учебного отдела или начальником одной из кафедр.

Научно-методические конференции и семинары проводятся в вузах, на факультетах и кафедрах с рассмотрением на них результатов научных исследований по проблемам военного образования, путей дальнейшего совершенствования подготовки офицеров, вопросов внедрения новых технологий, методов и средств обучения и других. Научно-методические конференции могут вырабатывать рекомендации, утверждаемые начальниками, по решению которых они проводились.

Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам вуза, факультета, кафедры и батальона (дивизиона) курсантов.

Инструкторско-методические занятия организуются по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов. Они проводятся руководящим составом вуза (факультета), начальниками кафедр, наиболее опытными преподавателями и командирами подразделений слушателей и курсантов.

Показные занятия проводятся лучшими методистами с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения. Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий, на них приглашаются преподаватели и командиры подразделений слушателей и курсантов.

Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений слушателей и курсантов в организации занятий и методике их проведения.

Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий со слушателями и курсантами, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения. Пробные занятия проводятся по решению начальника кафедры, как правило, без слушателей и курсантов, только перед преподавателями и командирами подразделений слушателей и курсантов.

Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры (предметно-методической комиссии) или того коллектива преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов, который присутствовал на занятии.

68. Контроль учебных занятий проводится начальником вуза, его заместителями, начальниками учебного отдела, факультетов, начальниками (заведующими) кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, а по общевоенным дисциплинам - также командирами батальонов (дивизионов) курсантов в целях определения и оценки содержания, организации и методического уровня проведения занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности лица, проводящего занятие. Контроль должен быть как плановым, так и внезапным. Анализ проверенного занятия и его оценка отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавателей кафедры или командиров подразделений слушателей и курсантов. Организация контроля должна обеспечивать проверку занятий, проводимых доцентами, старшими преподавателями, преподавателями, ассистентами и командирами курсантских взводов, рот (батарей) и курсовыми офицерами, не реже двух раз в семестр, а занятий, проводимых начальниками (заведующими) кафедр и их заместителями, профессорами и командирами батальонов (дивизионов) курсантов, - не реже одного раза в семестр. Учебные занятия, проводимые начальниками (заведующими) кафедр и их заместителями, профессорами и командирами батальонов (дивизионов) курсантов, контролируются начальником вуза, его заместителями и начальниками факультетов. Результаты контроля учебных занятий рассматриваются ежемесячно на совещаниях руководящего состава вуза с участием начальников кафедр, а также не реже одного раза в семестр - на заседаниях ученого совета вуза (факультета) и заседаниях кафедр.

69. Педагогические (методические) эксперименты организуются по решению ученого совета вуза (факультета) в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области военного образования, внедрения в учебный процесс новых технологий обучения, достижений педагогической науки и практики. Результаты экспериментов рассматриваются на кафедре или на заседании ученого совета вуза (факультета).

70. На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, воспитательной работы со слушателями и курсантами, подготовки научно-педагогических и научных кадров, повышения квалификации личного состава кафедры, выполнения научных работ и педагогических (методических) экспериментов, результаты контроля учебных занятий, другие вопросы. Решения принимаются простым большинством голосов, протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются начальником (заведующим) кафедры. Заседания кафедры должны проводиться не реже одного раза в месяц.

71. На кафедре (на факультете, в вузе) по отдельным учебным дисциплинам (группам (циклам) учебных дисциплин, курсам) создаются предметно-методические комиссии. В их состав включаются преподаватели, ведущие учебную работу по соответствующим дисциплинам (курсам), могут включаться преподаватели смежных учебных дисциплин и представители руководящего состава вуза, а по общевоенным дисциплинам - также командиры подразделений слушателей и курсантов. Председатель предметно-методической комиссии избирается составом комиссии и утверждается начальником кафедры (факультета, вуза). На заседаниях предметно-методических комиссий обсуждаются учебно-методические материалы, принимаются рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и решения предметно-методической комиссии отражаются в журнале работы комиссии и подписываются ее председателем.

72. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта обучения и воспитания слушателей и курсантов, оказания помощи преподавателям в повышении их педагогической квалификации в высшем военно-учебном заведении создается методический кабинет.

Методический кабинет ежемесячно планирует и организует проведение лекций, докладов, научных сообщений и консультаций по вопросам обучения и воспитания, обеспечивает накопление научно-методических материалов, ведет библиографию, организует выпуск методических сборников (бюллетеней), выставки педагогической и методической литературы. На базе методического кабинета организуются и проводятся показные и инструкторско-методические занятия, а также занятия с начинающими преподавателями, адъюнктами и заседания межкафедральных предметно-методических комиссий.

73. Методическую работу в вузе организует учебный отдел, который разрабатывает план методической работы на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической работы включаются в план-календарь основных мероприятий вуза, разрабатываемый на месяц. Методическая работа на факультетах, кафедрах и в батальонах (дивизионах) курсантов включается самостоятельным разделом в планы работы соответствующих структурных подразделений на учебный год и на месяц.