Приложение N 2

к приказу Министерства

юстиции Российской Федерации

от 15 сентября 2021 г. N 169

ПОРЯДОК

ПРИМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНЫХ

ЭКСПЕРТИЗ И ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ

СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Размер затрат времени на производство судебных экспертиз и экспертных исследований (далее - затраты) устанавливается в целях определения платы федеральным бюджетным судебно-экспертным учреждениям Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) за производство судебных экспертиз по гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, по делам, подведомственным арбитражным судам, при проведении экспертных исследований для физических и юридических лиц, а также для расчета экспертной нагрузки экспертов СЭУ.

Затраты устанавливаются из расчета 100% затрат рабочего времени на экспертную работу (ознакомление эксперта с материалами дела, направление ходатайств и уведомлений, проведение экспертного исследования, оформление заключения эксперта и его передача в соответствующее структурное подразделение СЭУ) и на иную прямо связанную с ней деятельность (участие в судебном заседании, выезд на осмотр объектов экспертного исследования, разработка методики решения конкретной экспертной задачи (при необходимости), проведение экспертного эксперимента).

2. Для определения затрат учитываются объективно существующие обстоятельства, непосредственно влияющие на длительность и трудоемкость производства экспертных исследований (признаки сложности судебной экспертизы).

При определении сложности судебной экспертизы учитываются следующие признаки:

а) многообъектность (наличие трех и более объектов экспертного исследования). Данный признак применяется в отношении таких объектов экспертного исследования, которые рассматриваются в полном объеме отдельно друг от друга;

б) объем объекта экспертного исследования (более 200 листов материалов дела или иной подлежащей исследованию документации, представленной на исследование);

в) множественность поставленных вопросов (наличие трех и более поставленных на разрешение эксперта вопросов, каждый из которых требует проведения полноценного экспертного исследования с использованием специальных знаний);

г) необходимость разработки новых частных методик экспертного исследования или модельных экспериментов для решения задач при определении свойств объектов;

д) проведение комплексной, повторной, комиссионной или межведомственной судебных экспертиз;

е) необходимость выезда эксперта для проведения осмотра объектов исследования, находящихся вне территории СЭУ, либо для проведения экспертного исследования на базе другого учреждения.

При определении сложности выполняемых судебных экспертиз допускается неоднократное применение признаков сложности в случае, если представленные объекты обособлены (представлены по отдельности) и для ответа на поставленные вопросы требуется проведение отдельного исследования в отношении каждого из представленных объектов.

3. В зависимости от количества признаков сложности судебные экспертизы подразделяются на 3 категории:

1 категория - судебные экспертизы, не имеющие каких-либо признаков сложности или имеющие один признак сложности;

2 категория - судебные экспертизы, имеющие два признака сложности;

3 категория - судебные экспертизы, имеющие три признака сложности.

Размеры затрат на проведение судебных экспертиз, имеющих более трех признаков сложности, определяются по фактическим затратам рабочего времени.

4. При определении экспертной нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной судебной экспертизы по одной экспертной специальности, учитываются размеры затрат на проведение им одной судебной экспертизы соответствующей категории сложности.

При определении экспертной нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной судебной экспертизы по разным экспертным специальностям (комплексная судебная экспертиза), учитываются затраты рабочего времени на проведение судебной экспертизы соответствующей категории сложности, выполняемой экспертом в рамках комплексной судебной экспертизы в соответствии с его экспертной специальностью.

5. При расчете экспертной нагрузки учитываются затраты на выполнение работ по научно-методическому обеспечению судебно-экспертной деятельности СЭУ (исходя из затрат на производство судебной экспертизы соответствующей сложности):

а) рецензирование одного наблюдательного производства по судебной экспертизе - 0,3 судебной экспертизы соответствующей сложности;

б) организация и проведение курсов повышения квалификации, семинара, конференции - 2 судебные экспертизы 3 категории сложности за каждое из указанных мероприятий (доля участия определяется исходя из фактически затраченного им количества рабочих часов в пределах нормы, установленной на организацию и проведение мероприятия);

в) руководство стажировкой эксперта - 0,2 судебной экспертизы 1 категории сложности по соответствующей экспертной специальности за каждый день стажировки;

г) руководство подготовкой эксперта к аттестации в рамках дополнительного профессионального образования - 1 судебная экспертиза 1 категории сложности по соответствующей экспертной специальности за каждый месяц;

д) разработка программы подготовки экспертов по новой экспертной специальности - 2 судебные экспертизы 3 категории сложности по основной или смежной экспертной специальности разработчика за каждую работу;

е) подготовка отзыва на работу научного и (или) методического характера - 1 судебная экспертиза 2 категории сложности по соответствующей экспертной специальности;

ж) проведение апробации методических материалов посредством проведения экспертных исследований с их использованием - 1 судебная экспертиза 3 категории сложности по экспертной специальности, соответствующей методическим материалам;

з) обобщение экспертной практики - изучение одного наблюдательного производства по судебной экспертизе - 0,2 судебной экспертизы соответствующей сложности;

и) выполнение основных научно-методических работ в области судебной экспертизы в соответствии с планом, утверждаемым федеральным бюджетным учреждением Российским федеральным центром судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, полугодовыми планами работы региональных центров судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, полугодовыми планами работ лабораторий судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации и структурных подразделений федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации <1> - соответственно 1 судебная экспертиза 3 категории сложности, судебная экспертиза 2 категории сложности, судебная экспертиза 1 категории сложности по соответствующей экспертной специальности;

--------------------------------

<1> Пункт 2.1 Положения об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06.06.2014 N 123 (признан не нуждающимся в государственной регистрации письмом Минюста России от 25.08.2014 N ВП-01/16323-14).

к) подготовка ответов на запросы граждан и организаций - 0,5 часа за каждый ответ;

л) принятие зачета у эксперта СЭУ при допуске к сдаче экзамена и участие в принятии экзамена или эксперта СЭУ при получении дополнительного профессионального образования - 0,05 судебной экспертизы 1 категории сложности по соответствующей экспертной специальности за каждый экзамен (зачет);

м) участие в заседании секции Научно-методического совета при федеральном бюджетном учреждении Российском федеральном центре судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации - 0,5 судебной экспертизы 1 категории сложности по соответствующей экспертной специальности;

н) публикация научно-методических статей в области судебной экспертизы в профильных научных изданиях - 1 судебная экспертиза 2 категории сложности по соответствующей экспертной специальности.