Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Формирование базовых логических действий

- Систематизировать, классифицировать и обобщать исторические факты.

- Составлять синхронистические и систематические таблицы.

- Выявлять и характеризовать существенные признаки исторических явлений, процессов.

- Сравнивать исторические явления, процессы (политическое устройство государств, социально-экономические отношения, пути модернизации и др.) по горизонтали (существовавшие синхронно в разных сообществах) и в динамике ("было - стало") по заданным или самостоятельно определенным основаниям.

- Использовать понятия и категории современного исторического знания (эпоха, цивилизация, исторический источник, исторический факт, историзм и др.).

- Выявлять причины и следствия исторических событий и процессов.

- Осуществлять по самостоятельно составленному плану учебный исследовательский проект по истории (например, по истории своего края, города, села), привлекая материалы музеев, библиотек, средств массовой информации.

- Соотносить результаты своего исследования с уже имеющимися данными, оценивать их значимость.

- Классифицировать (выделять основания, заполнять составлять схему, таблицу) виды деятельности человека: виды юридической ответственности по отраслям права, механизмы государственного регулирования экономики: современные государства по форме правления, государственно-территориальному устройству, типы политических партий, общественно-политических организаций.

- Сравнивать формы политического участия (выборы и референдум), проступок и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, мораль и право.

- Определять конструктивные модели поведения в конфликтной ситуации, находить конструктивное разрешение конфликта.

- Преобразовывать статистическую и визуальную информацию о достижениях России в текст.

- Вносить коррективы в моделируемую экономическую деятельность на основе изменившихся ситуаций.

- Использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры.

- Выступать с сообщениями в соответствии с особенностями аудитории и регламентом.

- Устанавливать и объяснять взаимосвязи между правами человека и гражданина и обязанностями граждан.

- Объяснять причины смены дня и ночи и времен года.

- Устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений.

- Классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику.

- Классифицировать острова по происхождению.

- Формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности человека с использованием разных источников географической информации.

- Самостоятельно составлять план решения учебной географической задачи.