Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Код мероприятия

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Минимальное время 1 мероприятия, час

Кратность мероприятия

Форма реализации мероприятия

Специалисты, реализующие мероприятие

Социально-бытовая диагностика

Первичная социально-бытовая диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (включая адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.), при необходимости с привлечением родителя/законного представителя;

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, навык приготовления и приема пищи и др.), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.);

- тестовые задания на умение пользования ТСР (трость тактильная (белого цвета), оптические средства коррекции слабовидения и др.) и уходу за ними;

- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);

- формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

рекомендации по социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

индивидуальный план социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в полустационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования ТСР и ассистивных технологий и др.

Индивидуальная

Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации

Итого

1,0

1

Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика

- опрос и анкетирование ребенка-инвалида (включая адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.), при необходимости с привлечением родителя/законного представителя;

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентировки, передвижения в быту (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность"), персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.);

- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость тактильная (белого цвета), оптические средства коррекции слабовидения и др.);

- выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту;

- беседа с ребенком-инвалидом, родителем/законным представителем с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;

- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида, родителя/законного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации

Индивидуальная

Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации

Итого

1,0

1

Итого по мероприятию

2,0

2

Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя

- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;

- информирование о методах безопасного ведения бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания;

- информирование об имеющихся современных ассистивных коммуникативных средствах реабилитации, ТСР для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (бытовые приборы с вибро-звуковыми сигнализаторами и голосовыми оповещениями, электронные ручные и стационарные увеличители, лупы и др.);

- информирование о возможностях оккупационной повседневной терапии в домашних условиях;

- информирование о правилах ухода за ТСР;

- информирование об адресах сервисных организаций и др.

Индивидуальная

Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, врач-офтальмолог

Итого по мероприятию

0,5

2

Диапазонный показатель

1 - 3

Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя

- консультирование по вопросам получения и использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе телефонные устройства с голосовым выводом, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения, тактильные средства и др.);

- консультирование по вопросам адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам (оборудование устройствами с голосовым выводом информации (телефон, часы) и звуковым оповещением (духовки, таймеры, кастрюли, чашки), а также специальными устройствами с оптической коррекцией слабовидения, коммуникаторов и др.);

- консультирование по вопросам, относящимся к обеспечению персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту (требования к единообразию домашней обстановки);

- консультирование по вопросам проведения оккупационной повседневной терапии в домашних условиях;

- консультирование по вопросам получения собаки-проводника, возрастных и других ограничениях;

- консультирование по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного представителя и др.

Индивидуальная

Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, врач-офтальмолог

Итого по мероприятию

0,5

3

Диапазонный показатель

2 - 4

Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным представителем

- восстановление (формирование) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользования и обслуживания ТСР и ассистивно-коммуникационных технологий (специальных устройств с голосовым выводом, оптической коррекцией слабовидения, коммуникаторов и т.д.);

- обучение навыкам приготовления пищи и умения принимать ее согласно правилам этикета; навыкам умения следить за своим внешним видом и др.;

- обучение навыкам пространственной ориентации внутри зданий и помещений (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью тактильной трости; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции; передвижение с использованием сохранных анализаторов и т.д.);

- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.);

- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация "свой-чужой", навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома: пожар, взлом, утечка газа и др.;

- обучение родителя/законного представителя правилам ухода за ТСР и ассистивно-коммуникационными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом

Индивидуальная, групповая

Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации

Итого по мероприятию

0,5

12

Диапазонный показатель

7 - 17

Юридическая помощь (содействие в получении юридической помощи) родителю/законному представителю ребенка-инвалида

содействие в получении юридической помощи родителю/законному представителю ребенка-инвалида в целях защиты прав и законных интересов включает консультирование:

- по нормативным правовым вопросам реабилитации и абилитации, льгот для детей-инвалидов, реализации ИПРА и др.;

- по вопросам нормативного правового регулирования порядка реализации мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, обеспечения (оформления и получения, а также обслуживания и замены) ТСР для ребенка-инвалида;

- по вопросам подготовки типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и т.д.)

Индивидуальная

Юрист-консультант (в случае отсутствия данного специалиста мероприятие реализует специалист по социальной работе)

Итого по мероприятию

1,0

1

Диапазонный показатель

1 - 2

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ:

20

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:

13 - 27