Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Код мероприятия

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Минимальное время 1 мероприятия, час

Кратность мероприятия

Форма реализации мероприятия

Специалисты, реализующие мероприятие

Социально-психологическая диагностика

Первичная социально-психологическая диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.));

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений высших психических функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических методик и личностных тестов; в случае отсутствия устной речи и в зависимости от возможностей остаточного зрения у ребенка-инвалида используются невербальные формы диагностического материала с опорой на бисенсорное восприятие, а также с привлечением тифлотехнических (прибор "Ориентир" и др.), оптических средств (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.), а также с использованием адаптированных (отрицательная контрастность (60 - 100%), увеличенных размеров изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) или использование вербальных форм диагностического материала с учетом возможностей остаточного слуха;

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, сурдопереводчик

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностной сфер методами аппаратно-программной диагностики с учетом возможностей остаточного зрения и слуха;

- исследование крупной и мелкой моторики нейропсихологическими методами;

- исследование крупной и мелкой моторики методами аппаратно-программной диагностики;

- исследование речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида при помощи пато- и нейропсихологических методик;

- формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать:

оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

рекомендации по социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

индивидуальный план социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в полустационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах сурдоперевода, необходимости использования вспомогательных оптических и акустических устройств и др.

Итого

1,0

1

Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика

- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации;

- проведение диагностических методик для оценки уровня развития высших психических функций, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь"), включая:

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений высших психических функций, эмоционально-волевых, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических методов, а также личностных методик (опросники, тесты) с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования; в случае отсутствия у ребенка-инвалида устной речи и в зависимости от возможностей остаточного зрения используются невербальные формы диагностического материала с опорой на бисенсорное восприятие, а также с привлечением тифлотехнических (прибор "Ориентир" и др.) и оптических средств (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.), а также с использованием адаптированных (отрицательная контрастность (60 - 100%), увеличенных размеров изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) или использование вербальных форм диагностического материала с учетом возможностей остаточного слуха;

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, сурдопереводчик

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностной сфер методами аппаратно-программной диагностики;

- исследование крупной и мелкой моторики нейродиагностическими методами;

- исследование крупной и мелкой моторики методами аппаратно-программной диагностики;

- исследование речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида с помощью пато- и нейропсихологических методов;

- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать:

оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей);

рекомендации по дальнейшей социально психологической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного представителя реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации

Итого

1,0

1

Итого по мероприятию

2,0

2

Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного представителя

- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-психологической реабилитации и абилитации;

- информирование об организациях, реализующих мероприятия и по социально-психологической реабилитации и др.

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, сурдопереводчик

Итого по мероприятию

0,5

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Психологическое консультирование ребенка-инвалида, родителя/законного представителя

Индивидуально-личностное психологическое консультирование

Консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая:

- формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности);

- коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др.

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, сурдопереводчик

Итого

1,0

3

Диапазонный показатель

1 - 5

Семейное консультирование

консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений и др.

Итого

1,0

2

Диапазонный показатель

1 - 3

Итого по мероприятию

3,0

5

Диапазонный показатель

3 - 7

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком-инвалидом

- коррекция и развитие высших психических функций, в том числе восприятия собственного тела в пространстве, пространственных представлений, зрительно-вербальных функций, образного мышления посредством пато- и нейрокоррекционных методов с опорой на сохранные анализаторы и возможности остаточного слуха/зрения;

- коррекция и развитие высших психических функций, в том числе восприятия собственного тела в пространстве, пространственных представлений, зрительно-вербальных функций, образного мышления с использованием аппаратно-программных методов с опорой на сохранные анализаторы и возможности остаточного слуха/зрения;

- коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами;

- коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами;

- развитие личности в условиях зрительной или слуховой депривации;

- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами и др.;

- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) аппаратно-программными методами и др.

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, сурдопереводчик

Итого по мероприятию

0,5

9

Диапазонный показатель

6 - 12

Социально-психологические тренинги с ребенком-инвалидом, родителем/законным представителем

- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума;

- развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.);

- гармонизация детско-родительских отношений;

- обучение родителя/законного представителя методам и приемам восстановления (формирования) когнитивно-интеллектуальных функций у ребенка-инвалида в домашних условиях;

- обучение родителя/законного представителя психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности и др.

Индивидуальная, групповая

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, сурдопереводчик

Итого по мероприятию

1,5

2

Диапазонный показатель

1 - 2

Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида, родителя/законного представителя

- саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни;

- информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и др.);

- профилактика развития психологических нарушений посредством повышения у ребенка-инвалида и его родителя/законного представителя психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др.

Групповая

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог, сурдопереводчик

Итого по мероприятию

0,5

1

Диапазонный показатель

1 - 2

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ:

20

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:

11 - 29