3.3.1. Правовые основы для сохранения вида

Лошадь Пржевальского - подвид дикой лошади, находящийся под угрозой исчезновения, занесенный в Красный список МСОП.

Поэтому особую роль в ее сохранении и восстановлении играет международное сотрудничество в рамках Группы специалистов по лошадиным Комиссии по выживанию видов МСОП. Одной из задач Группы является разработка международного Плана действий по сохранению редких видов непарнокопытных, включая лошадь Пржевальского. Программа восстановления лошади Пржевальского в Российской Федерации будет являться составной частью этого Плана.

Занесение лошади Пржевальского в Приложение I СИТЕС предусматривает, что разрешение на экспорт, импорт и реэкспорт данного подвида не выдается для коммерческих целей.

Сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, к которым относится и лошадь Пржевальского, способствует Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 05.06.1992), ратифицированная Федеральным законом от 17.02.1995 N 16-ФЗ. Конвенция предусматривает сохранение in situ (поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественной среде) и ex situ (сохранение вне естественных мест обитания) и устойчивое использование биологических ресурсов.

В России вопросы охраны и использования объектов животного мира (включая лошадь Пржевальского), сохранения среды их обитания регулируются рядом нормативных правовых актов различной юридической силы, ключевыми из которых являются:

- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

- Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";

- Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон "О животном мире") регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных.

Федеральный закон "О животном мире" предусматривает меры по сохранению среды обитания объектов животного мира, охране редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, а также животного мира и среды его обитания на особо охраняемых природных территориях.

Федеральный закон "О животном мире" распределяет полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанным законом, а также статьями 6 и 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") к собственным полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации, разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.

К переданным для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиям отнесены организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира, ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами, и государственного кадастра объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения), федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения).

Федеральный закон "О животном мире" устанавливает право граждан и юридических лиц на осуществление общественного контроля, проведение мероприятий по охране животного мира и среды его обитания, а также на содействие реализации соответствующих государственных программ.

Федеральным законом "О животном мире" предусмотрен государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

Кроме того, гражданское, уголовное, административное законодательство Российской Федерации содержит различные нормы, способствующие сохранению животного мира и среды его обитания.

Вместе с тем, следует отметить отдельные правовые пробелы в законодательстве в области охраны и использования животного мира. Не проработан вопрос реинтродукции объектов животного мира. В частности, отсутствуют правовое определение термина "реинтродукция", нормы, регулирующие порядок реинтродукции/выпуска в естественную природную среду редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.

Федеральным законом "О животном мире" урегулированы лишь отдельные аспекты этой деятельности.

Статьей 60 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что в целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в искусственно созданной среде обитания; порядок сохранения их генетического фонда в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.

Многочисленные подзаконные и ведомственные нормативные правовые акты в области охраны и использования животного мира составляют в значительной степени проработанную правовую основу деятельности органов управления и правоохранительных органов по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, сохранению среды их обитания, а также обеспечивают регулятивный механизм с достаточно хорошо определенными компетенцией и разграничениями между федеральными и региональными органами государственной власти.