В дополнение к данному документу направлено письмо Минпросвещения России от 06.04.2022 N 03-462. Письмом Минпросвещения России N АБ-3389/10, Рособрнадзора N 02-333 от 03.11.2022 сообщено, что при приеме на обучение в образовательные организации детей, прибывших с территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, необходимо руководствоваться данным документом.

Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР, ЛНР и Украины

Памятка

для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных

педагогов и иных педагогических работников по работе

с детьми, прибывающими с территорий ДНР, ЛНР и Украины

Важно отметить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территорий ДНР и ЛНР, отнесена к трудной жизненной ситуации, которая может вызвать эмоциональные напряжения и стресс, препятствует реализации не только важных жизненных целей, но и объективно нарушает обычное течение жизни, а также устоявшиеся внутренние и внешние связи. Поэтому работа педагогов в период адаптации детей и подростков, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины, в образовательной организации должна быть направлена на нормализацию и стабилизацию их жизнедеятельности, введение в учебный процесс, подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации.

Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции:

образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);

психолого-педагогическую;

посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам).

Детей и подростков необходимо ознакомить с правилами образовательной организации, а именно: правила поведения в данном учреждении, режиме. Обеспечить доступность полезных контактов (памятки с указанием телефонов горячих линий, служб, оказывающих психологическую помощь), к кому из специалистов можно обратиться в школе (график работы на кабинете педагога-психолога, социального педагога, администрации, уполномоченного по правам ребенка и т.д.). Важно сделать образовательную среду понятной, стабильной и предсказуемой.

Рекомендуется не выделять детей из ДНР и ЛНР в специальные группы для проведения мероприятий. Проведение психодиагностики и излишнее пристальное внимание на начальных этапах может их травмировать, поэтому мониторинг состояния детей необходимо проводить в процессе обычных мероприятий в школе.

В период адаптации необходимо проводить мероприятия для всего класса, которые будут способствовать интеграции вновь прибывших в классные коллективы (например, конкурс рисунков, создание тематических коллажей и т.п.). Анализ этих рисунков, коллажей может дать информацию об актуальном состоянии детей. Также диагностически значимыми могут быть критерии активности ребенка не только на уроке, но и вне урока (например, был активным - стал пассивным или ведет себя не характерно для его возраста), характер пищевого поведения, нарушение сна, снижение успеваемости. Поддерживайте контакт с родителями детей или взрослыми, в сопровождении которых прибыли дети, для получения такой информации.

По совокупности нескольких факторов, которые могут указывать на признаки кризисного состояния ребенка или подростка, возможно определять обучающихся, нуждающихся в оказании им адресной психолого-педагогической помощи.

В целом необходимо создать условия для того, чтобы дети имели возможность заниматься теми видами деятельности, которые соответствуют их возрасту: играть, выполнять творческие задания, учиться, общаться.

Важно разнообразить социальную среду - провести знакомство с городом (поселком), организовать экскурсии, посещение музеев, дать возможность отвлечься от травмирующих событий, показать разнообразие окружающего мира.

В работе с детьми из семей беженцев важны приемы и методы организации работы с посттравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе "капсулирования" травматического опыта, формирование навыков конструктивного общения, навыков саморегуляции.