4. Расчет необходимой обеспеченности населенного пункта объектами спорта

4. Расчет необходимой обеспеченности населенного

пункта объектами спорта

Предложенный алгоритм расчета обеспеченности населенного пункта объектами спорта включает подходы к расчету количества объектов спорта по видам и определение объектов спорта по видам.

Основой для расчета количества объектов спорта на территории муниципального образования является единовременная пропускная способность спортивного объекта и нормативная единовременная пропускная способность спортивных сооружений.

Для определения расчета обеспеченности населенного пункта объектами спорта предлагается использовать следующий алгоритм.

I этап. Расчет необходимого количества объектов спорта муниципального образования по видам.

1.1. Рассчитывается фактическая единовременная пропускная способность объектов спорта.

Фактическая единовременная пропускная способность (ЕПС) объектов спорта муниципального образования может быть определена как сумма ЕПС спортивных сооружений, расположенных на территории.

00000012.wmz, (1.9)

где

ЕПСф - единовременная пропускная способность объектов спорта, чел.;

ЕПСi - единовременная пропускная способность i-того объекта спорта, чел.

1.2. Определяется фактическая обеспеченность населения объектами спорта.

00000013.wmz, (1.10)

где

ЕПСф - единовременная пропускная способность объектов спорта, чел.;

Чп - прогнозная численность населения, чел.

1.3. Определяется соответствие фактической обеспеченности населения объектами спорта нормативному значению.

Если Есо > 0,122, то можно судить об избыточной мощности имеющихся спортивных сооружений и переходить ко II этапу - определению объектов спорта по видам.

Если Есо = 0,122 (или близко к нормативному значению), то можно судить о достаточной мощности имеющихся спортивных сооружений и переходить ко II этапу - определению объектов спорта по видам.

Если Есо < 0,122, то это свидетельствует о недостаточной мощности имеющихся объектов спорта.

1.4. Недостающее количество объектов спорта соответствующего вида определяется по формуле:

Nн = Nнорм. - Nф, (1.11)

где

Nнорм - нормативное количество объектов спорта на 100 000 жителей;

Nф - фактическое количество спортивных сооружений на 100 000 жителей, ед.;

В соответствии с формой статистического наблюдения 1-ФК, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 27.03.2019 N 172 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в области физической культуры и спорта" к учреждениям (организациям, объединениям, организациям), оказывающим услуги физической культуры и спорта" относятся:

- дошкольные образовательные организации;

- общеобразовательные организации, в том числе имеющие спортивные клубы;

- организации профессионального образования, в том числе имеющие спортивные клубы;

- организации высшего образования, в том числе имеющие спортивные клубы;

- организации дополнительного образования детей и осуществляющие спортивную подготовку;

- предприятия, учреждения, организации, в том числе имеющие спортивные клубы;

- учреждения и организации при спортивных сооружениях;

- физкультурно-спортивные клубы, в том числе фитнес-клубы, детские и подростковые клубы;

- другие учреждения и организации, в том числе адаптивной физической культуры и спорта.

Обеспеченность населения объектами спорта по видам можно определить по формулам (1.3 - 1.4), используя в расчетах прогнозную численность населения соответствующего возраста и единовременную (нормативную) пропускную способность спортивного сооружения. Норматив количества объектов спорта определенного вида можно определить по формулам (4.5 - 4.7).

Например, для дошкольных образовательных организаций, расчеты будут иметь следующий вид.

1) 00000014.wmz, (1.12)

где

ЕПСфДО - единовременная пропускная способность объектов спорта дошкольных образовательных организаций, чел.

2) 00000015.wmz, (1.13)

где

Чп(3 - 5 лет) - прогнозная численность детей в возрасте от 3 до 5 лет, чел.

Если ЕсоДО > 0,03, то можно судить об избыточной мощности имеющихся объектов спорта и переходить ко II этапу - определению объектов спорта по видам.

Если ЕсоДО = 0,03 (или близко к нормативному значению), то можно судить о достаточной мощности имеющихся объектов спорта и переходить ко II этапу - определению объектов спорта по видам.

Если ЕсоДО < 0,03, то это свидетельствует о недостаточной мощности имеющихся объектов спорта.

3) 00000016.wmz (1.14)

4) Рассчитывается расчетное необходимое количество объектов спорта в дошкольных учреждениях

00000017.wmz, (1.15)

где

NфДО - фактическое количество спортивных сооружений в дошкольных образовательных организациях, ед.

5) Определяется нормативное количество объектов спорта данного вида в соответствии с усредненным нормативом единовременной пропускной способности объектов спорта на численность населения соответствующей возрастной категории (100000 чел.)

00000018.wmz, (1.16)

где

NсоДО - фактическое количество спортивных сооружений в дошкольных организациях, ед.;

Чп(3 - 5 лет) - прогнозная численность населения по данной возрастной категории, чел.

6) Определяется коэффициент фактической загруженности объектов спорта в дошкольных организациях

00000019.wmz, (1.17)

где

ФЗДО - фактическая годовая загруженность объектов спорта дошкольных организаций;

МСДО - годовая мощность спортивных сооружений дошкольных организаций.

7) Определяется коэффициент интенсивности загрузки объектов спорта дошкольных учреждений

00000020.wmz, (1.18)

где

КЗср.тех. - средней технической загруженности объектов спорта (0,7);

КЗф - коэффициент фактической загруженности объектов спорта дошкольных учреждений.

8) Норматив количества объектов спорта дошкольных образовательных организаций по видам рассчитывается по формуле

00000021.wmz, (1.19)

9) Недостающее количество объектов спорта дошкольных образовательных организаций определяется по формуле

NнДО = Nнорм.соДО - NфДО, (1.20)

где

Nнорм.соДО - нормативное количество объектов спорта на 100000 жителей данной возрастной категории;

NфДО - фактическое количество спортивных сооружений дошкольных образовательных организаций, ед.

Аналогично проводятся расчеты по остальным возрастным категориям и видам физкультурно-спортивных организаций, учреждений, предприятий.

II этап. Определение объектов спорта по видам физической активности и спорта.

Для определения необходимого количества объектов спорта по видам физической активности и спорта целесообразно использовать подход, учитывающий категорию населенного пункта, потребность населения в занятиях тем или иным видом физической активности и спорта, фактическое количество занимающихся видом физической активности и спорта.

Последовательность действий при определении необходимого количества объектов по видам физической активности и спорта следующая.

2.1. На основании формы статистической отчетности N 1-ФК определяется число занимающихся по каждому виду спорта и физической активности (Чзi).

2.2. На основе опроса о мотивах и потребностях в занятиях физической культурой и спортом определяется число желающих заниматься по каждому виду физической активности и спорта (Чжзi).

2.3. На основании формы статистической отчетности определяется количество спортивных сооружений (Nфсi), их мощность (МСi), коэффициент загрузки (КЗi) по каждому виду физической активности и спорта.

2.4. Далее определяется обеспеченность населения объектами спорта по видам физической активности и спорта. Для этого используем методику, предложенную выше, используя соответствующие показатели единовременной пропускной способности и численности занимающих и желающих заниматься.

Например, для спортивного зала расчеты будут иметь следующий вид:

1) 00000022.wmz, (1.21)

где

ЕПСфСЗ - единовременная пропускная способность спортивных залов указанного размера, чел.

2) 00000023.wmz, (1.22)

где

Чп - прогнозная численность населения, чел.

Если ЕсоСЗ > 0,05, то можно судить об избыточной мощности имеющихся объектов спорта и переходить ко II этапу - определению объектов спорта по видам физической активности и спорта.

Если ЕсоСЗ = 0,05 (или близко к нормативному значению), то можно судить о достаточной мощности имеющихся объектов спорта и переходить ко II этапу - определению объектов спорта по видам физической активности и спорта.

Если ЕсоСЗ < 0,05, то это свидетельствует о недостаточной мощности имеющихся объектов спорта по видам физической активности и спорта.

3) 00000024.wmz. (1.23)

4) 00000025.wmz, (1.24)

5) 00000026.wmz, (1.25)

6) 00000027.wmz, (1.26)

7) 00000028.wmz, (1.27)

8) 00000029.wmz, (1.28)

9) Полученный при расчете норматив сравнивается с действующим нормативом (59 ед. на 100 000 жителей скорректированный с учетом коэффициентов плотности и сезонности). Если полученное значение ниже действующего норматива, то недостаток спортивных залов определяется по формуле 1.29:

NнСЗ = Nнорм.СЗ - NфСЗ, (1.29)

где

Nнорм.СЗ - действующий норматив количества спортивных залов на 100 000 жителей, ед.

Аналогично проводятся расчеты по остальным видам спортивных сооружений. Алгоритм определения спортивных сооружений при недостаточной обеспеченности с учетом критериев категорирования населенного пункта представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Алгоритм определения спортивных сооружений

при недостаточной обеспеченности с учетом критериев

категорирования населенного пункта

00000030.png