Приложение

Утверждаю

Министр спорта Российской Федерации

О.В.МАТЫЦИН

17 января 2022 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЧАСТИ

ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 АПРЕЛЯ

2021 Г. N 127-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в части применения положений Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 1 раздела 4 плана мероприятий по реализации на всех уровнях публичной власти Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), утвержденного приказом Минспорта России от 22 декабря 2021 г. N 1023 (далее - Приказ N 1023), разработанного в соответствии с пункта 2 Перечня Поручений Президента Российской Федерации от 7 октября 2021 г. N Пр-1919.

Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области физической культуры и спорта, в том числе в целях организации межведомственного и межуровневого взаимодействия, и предназначены для работников вышеуказанных органов и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Необходимо отметить, что в настоящее время ведется работа по разработке подзаконных нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона, в рамках плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко 3 июня 2021 г. N 5438п-44 (далее - план-график). Планом-графиком предусмотрена разработка 38 подзаконных нормативных правовых актов, утверждение которых планируется на протяжении 2022 года.

Представление разъяснений по отдельным вопросам, возникающим в ходе реализации Федерального закона, в том числе по вопросам правоприменения подзаконных нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена планом-графиком, является одним из информационно-разъяснительных мероприятий предусмотренным планом мероприятий, утвержденным Приказом N 1023.

На сегодняшнем этапе реализации Федерального закона рекомендуется осуществление следующих действий со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта.

1. Осуществление мероприятий, направленных на приведение законодательства субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством в течение 2022 года.

Так, в соответствии с Федеральным законом из полномочий субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта исключено:

осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными субъектами Российской Федерации и осуществляющими спортивную подготовку, а также организациями, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, созданными без участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

методическое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

утверждение порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями и осуществляющие спортивную подготовку.

Уточнено следующее полномочие субъекта Российской Федерации:

участие в подготовке программ развития видов спорта в Российской Федерации в части включения в них мероприятий по развитию детско-юношеского спорта (включая школьный спорт), массового спорта, спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Уточнены следующие полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта:

развитие массового спорта, детско-юношеского спорта (включая школьный спорт) на территориях муниципальных образований;

участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд муниципальных образований, субъектов Российской Федерации.

Также необходимо учитывать изменение терминологии, используемой в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона) (далее - Закон N 329), а именно исключение понятий "программа спортивной подготовки" и "организация, осуществляющая спортивную подготовку".

2. Проведение комплексного анализа подзаконных нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, регулирующих правоотношения в области физической культуры и спорта и в сфере образования, в целях определения тех нормативных правовых актов, которые необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством, а также в соответствие с уточненными положениями законодательства субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований в течение I полугодия 2022 года.

3. В целях обеспечения эффективного и межуровневого взаимодействия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется организовать работу по реализации положений Федерального закона, в том числе в рамках деятельности рабочих групп с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, образования, а также бюджетной политики в течение 2022 года.

Кроме того, на федеральном уровне в соответствии с приказом Минспорта России от 9 ноября 2021 г. N 873 "О межведомственной рабочей группе по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", создана межведомственная рабочая группа по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона, в состав которой вошли представители законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется организовать проведение внутренней проверки соответствия подведомственных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, предусмотренным Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490, до III квартала 2022 года.

Необходимо отметить, что на Всероссийском совещании - заседании межведомственной рабочей группы по разработке нормативных правовых актов в рамках реализации Федерального закона, состоявшемся 22 декабря 2021 г., субъектам Российской Федерации было рекомендовано для координации деятельности по лицензированию организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, создать рабочие группы в составе представителей лицензирующего органа субъекта Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта и территориального органа Роспотребнадзора. Рабочие группы рекомендуется образовать в течение I квартала 2022 года.

5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется организовать проведение разъяснительной работы по переходу на реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в отношении подведомственных организаций не ранее II квартала 2022 г., в том числе с учетом нижеизложенного.

В соответствии с Федеральным законом с 1 января 2023 г. спортивная подготовка, как учебно-тренировочный процесс, может быть осуществлена в рамках образовательной или трудовой деятельности.

В рамках образовательной деятельности спортивная подготовка может быть осуществлена:

1) при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, которые определяют содержание спортивно-оздоровительного этапа.

Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта должны реализовываться в организациях дополнительного образования (в том числе в организациях дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа").

Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта могут быть реализованы в следующих образовательных организациях, для которых осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам не является основной целью ее деятельности:

дошкольные образовательные организации;

общеобразовательные организации;

профессиональные образовательные организации.

2) при реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона N 329 содержание всех этапов спортивной подготовки кроме спортивно-оздоровительного этапа определяется дополнительными образовательными программами спортивной подготовки, разрабатываемыми организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

В соответствии с частью 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона) (далее - Закон N 273) содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

Таким образом, реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки возможна только в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 12 Закона N 273 в Российской Федерации по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы, к которым относятся дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы.

К дополнительным общеобразовательным программам относятся:

1) дополнительные общеразвивающие программы;

2) дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств;

3) дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

Часть 3 статьи 23 Закона N 273 определяет, какие типы образовательных организаций в Российской Федерации реализуют дополнительные образовательные программы, в частности организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

Также в части 5 статьи 23 Закона N 273 определено, что наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 18 статьи 2 Закона N 273 под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Таким образом, можно выделить некоторые требования, предъявляемые Федеральным законом к образовательным организациям, реализующим дополнительные образовательные программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности:

1) некоммерческая организация;

2) осуществление образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности;

3) основная цель деятельности - осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

4) наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;

5) указание в наименовании на тип образовательной организации и ее организационно-правовую форму.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона организации, реализующие программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта на день вступления в силу настоящего Федерального закона, должны привести свою образовательную деятельность в соответствие с требованиями Закона N 273 и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов не позднее 1 мая 2023 года.

Таким образом, при переходе на реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки должны учитываться положения Закона N 273, в том числе определяющие требования, касающиеся образовательной деятельности образовательной организации, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности:

1. Статья 25 Закона N 273 определяет требования к уставу образовательной организации, так, в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

2. Статья 26 Закона N 273 определяет структуру органов управления образовательной организации.

В образовательной организации должны быть созданы следующие органы управления:

1) единоличный исполнительный орган образовательной организации, являющийся руководителем образовательной организации (директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации;

2) коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные Законом N 273 и уставом соответствующей образовательной организации.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция вышеуказанных органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

3. Организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 Закона N 273 самостоятельны в формировании своей структуры и могут предусмотреть в своих локальных нормативных актах структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, форм обучения и режима пребывания обучающихся.

Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

4. В соответствии со статьей 30 Закона N 273 образовательная организация, в том числе образовательная организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности, принимает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в том числе регламентирующие:

1) правила приема обучающихся;

2) режим занятий обучающихся;

3) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

4) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

5) порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.