Документ не применяется. Подробнее см. Справку

<Письмо> Госкомстата РФ от 06.03.2003 N МС-10-23/869 <Об учете основных фондов>

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ

ПИСЬМО

от 6 марта 2003 г. N МС-10-23/869

Госкомстат России в связи с вопросами по учету основных фондов разъясняет следующее.

1. Проведение переоценки основных фондов бюджетных учреждений в цены 01.01.1998 по индексам Госкомстата России находится в противоречии с действовавшими нормативными актами. Переоценка, осуществлявшаяся в соответствии с Постановлением Правительства России от 24.06.1998 N 627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов", предусматривала использование только метода прямой оценки, но не индексного метода. Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 право на проведение переоценок основных фондов индексным методом или методом прямой оценки предоставлялось только коммерческим организациям.

В связи с этим, при переоценке основных средств бюджетных учреждений в цены 01.01.2003, основные фонды, неправомерно переоцененные индексным методом в цены 01.01.1998, нужно учесть в ценах 01.01.1997 (разделив их стоимость на применявшиеся индексы). После этого их следует переоценивать в цены 01.01.2003 по индексам для основных фондов, учтенных в ценах 01.01.1997.

2. В соответствии с пунктом 29 утвержденной Инструкции по заполнению формы N 11 данные об амортизируемых основных фондах должны быть распределены по 10 группам, исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Вышеназванное положение об отражении амортизируемых основных фондов по 10 группам в форме N 11 включено в Инструкцию по предложению Минэкономразвития России. Оно направлено на получение информации о структуре основных фондов, наличии в их составе объектов с различными сроками полезного использования. Это важно для анализа и прогнозирования воспроизводства основных фондов и реализации инвестиционной политики.

Выделение же всех основных фондов, фактический срок использования которых превысил срок их полезного использования, в отдельную 11-ю группу представляет собой лишь механизм для перехода к новому порядку начисления амортизации для налогообложения. Статистический учет всех этих основных фондов вне пределов 10 групп или включение их в одну из этих групп не позволил бы получить необходимую информацию о составе значительной части основных фондов.

Территориальным органам государственной статистики следует обратить особое внимание на контроль правильности распределения всех основных фондов по 10 группам амортизируемого имущества.

КонсультантПлюс: примечание.

Форма N 11, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 26.07.2002 N 159, утратила силу с отчета за 2003 год в связи с изданием Постановления Госкомстата РФ от 27.06.2003 N 63, которым с отчета за 2003 год введена в действие новая форма N 11.

3. В соответствии с пунктом 4 Инструкции по заполнению формы N 11 методологические принципы статистического учета основных фондов в целом соответствуют принципам бухгалтерского учета основных средств. В соответствии с пунктом 29 Инструкции в разделе VI формы N 11 приводятся данные о наличии амортизируемого имущества и суммах начисленной за год амортизации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, все показатели в разделах I - V формы N 11 заполняются на основе данных бухгалтерского учета, а в разделе VI - на основе налогового учета.

4. В составе многолетних насаждений имеются насаждения, не имеющие отношения к сельскохозяйственным культурам и не относящиеся к отрасли "сельское хозяйство". Это, например, многолетние декоративные озеленительные насаждения, полосы лесозащитные и другие лесные полосы, насаждения искусственные ботанических садов, других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей. Они должны учитываться организациями по основному или второстепенному виду деятельности в соответствии с отраслевой принадлежностью соответствующих структурных подразделений этих организаций.

Так, декоративные озеленительные насаждения организаций по озеленению городов и поселков городского типа (относящихся к подотрасли "внешнее благоустройство" отрасли "коммунальное хозяйство") должны учитываться по основному виду деятельности этих организаций. У организаций других отраслей экономики озеленительные насаждения, принадлежащие структурным подразделениям по внешнему благоустройству, учитываются в составе основных фондов второстепенного вида деятельности "коммунальное хозяйство", а принадлежащие иным структурным подразделениям - в составе основных фондов соответствующих структурных подразделений.

Аналогично этому организациями лесного хозяйства должны учитываться по основному виду деятельности лесозащитные или лесные полосы, а научными организациями - насаждения, используемые в научных целях. У организаций других отраслей экономики эти основные фонды учитываются в составе основных фондов соответствующих структурных подразделений.

5. В соответствии с письмом Минфина России от 19.02.2003 N 16-00-10/02 приватизированный жилой фонд отражается в бухгалтерском учете путем списания его стоимости со счета 01 "Основные средства". Поскольку приватизированные, выкупленные гражданами квартиры являются собственностью граждан, а не организаций жилищно-коммунального хозяйства, то они не должны учитываться этими организациями в качестве принадлежащих им основных фондов. Поэтому они должны учитываться в справочном порядке - по строке 53 формы N 11 или строке 21 формы N 11 (краткая).

6. В разделе VI формы N 11 "Начисление амортизации на основные фонды и нематериальные активы в соответствии с Налоговым кодексом" должна учитываться и полная учетная, и остаточная балансовая стоимость амортизируемого имущества, независимо от того, какой способ начисления амортизации применяется.

Статьей 322 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок начисления амортизации по основным средствам, введенным в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса.

Для этих основных средств при применении нелинейного метода начисления амортизации сумма начисленной амортизации определяется как произведение их остаточной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 259 Налогового кодекса. В дальнейшем амортизация начисляется на продолжающую уменьшаться в соответствии с амортизацией остаточную стоимость, что и составляет сущность нелинейного метода.

При применении линейного метода начисления амортизации сумма начисленной амортизации определяется как произведение остаточной стоимости основных средств, определенной по состоянию на 1 января 2002 года, и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 259 Налогового кодекса. В этом случае в дальнейшем амортизация продолжает начисляться с одной и той же неизменной стоимости, в качестве которой используется остаточная стоимость основных средств, определенная по состоянию на 1 января 2002 года (вместо полной стоимости, использовавшейся до 2002 года). Такое однократное изменение базы расчета с 01.01.2002 считается продолжением использования линейного метода начисления амортизации.

В обоих случаях полная учетная стоимость основных фондов на начало года, отражаемая по графе 3 раздела VI формы N 11, должна быть равна сумме остаточной стоимости на эту дату и амортизации, накопленной к этой дате.

Необходимо обратить внимание на то, что остаточная стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2002 года, для основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса, лишь "заменяет" в расчетах полную стоимость при применении линейного метода начисления амортизации, но полной стоимостью не является. В форме N 11 за 2002 год она непосредственно не отражается, поскольку графа "наличие основных фондов по остаточной балансовой стоимости на начало года" в форме отсутствует. Для расчетов полной учетной стоимости на начало 2002 года остаточная стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2002 года, увеличивается на амортизацию, начисленную до начала года. Остаточная балансовая стоимость основных фондов на конец года, отражаемая по графе 14 раздела VI формы N 11, отличается от остаточной стоимости на начало года за счет начисленной за год амортизации и возможного изменения совокупности учитываемых на эти даты основных фондов (поступления и выбытия не полностью изношенных основных фондов в течение года).

Полная учетная стоимость основных фондов на конец года, отражаемая по графам 8 - 13 раздела VI формы N 11, определяется как сумма остаточной стоимости на эту дату и амортизации, накопленной к этой дате. В этом случае учитывается сумма амортизации, начисленной до начала отчетного года в соответствии с порядком бухгалтерского учета и в течение отчетного года - в соответствии с порядком налогового учета.

Заместитель Председателя

Госкомстата России

М.Н.СИДОРОВ