I. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации по осуществлению управления гражданской обороной на региональном уровне (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и разъясняют способы реализации отдельных положений Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказа МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в части выполнения главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления) задачи, связанной с осуществлением управления гражданской обороной на региональном уровне (далее - управление гражданской обороной), а также в части реализации функций по методическому руководству решения отдельных задач гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях.

При организации управления гражданской обороной необходимо руководствоваться в том числе приказами МЧС России, регламентирующими вопросы управления при подготовке к переводу и переводе на работу в условиях военного времени, а также вопросы оповещения о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Принимая во внимание, что гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах <1> или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера <2> (далее - опасности и ЧС соответственно), а также учитывая положения Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" и Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", можно определить, что План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации будет введен в действие на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично:

--------------------------------

<1> Военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты) (пункт 8 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N Пр-2976).

<2> В соответствии с пунктом 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804, планирование гражданской обороны осуществляется только в отношении чрезвычайных ситуаций, возникающих в военное время.

при введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях режима военного положения <3>;

--------------------------------

<3> Статья 3 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении".

в военное время <4>.

--------------------------------

<4> Статья 18 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне".

Защита населения и территорий от ЧС в мирное время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на основании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации.