Приказом Росфинмониторинга от 20.12.2022 N 327 утверждена Программа на 2023 год.

Глава II. Итоги реализации профилактических мероприятий в 2021 году

Глава II. Итоги реализации профилактических мероприятий

в 2021 году

2.1. С 2020 года акценты в контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ, осуществляемом Росфинмониторингом, смещены на развитие дистанционных форм взаимодействия с контролируемыми лицами, а также внедрение в практику элементов консультативного надзора.

В целом это позволяет снижать количество выездных проверок и обеспечивать достижение целевых показателей контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ. Так, например, по результатам 2021 года уровень вовлечения представителей поднадзорных Росфинмониторингу секторов в работу по ПОД/ФТ увеличился на 5 п.п., а доля контролируемых лиц, относимых к низкому уровню риска неисполнения обязательных требований, достигла 82%.

Кроме того, в 2021 году зафиксировано снижение значений показателей, характеризующих вовлеченность поднадзорных секторов в проведение сомнительные операции, в том числе уменьшение объемов таких операций с участием представителей поднадзорных секторов и количество субъектов, участвующих в их совершении.

С 2021 года Росфинмониторинг внедрил ряд новых показателей оценки эффективности контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, ориентированных не только на исполнение обязательных требований законодательства, но и на оценку качества работы контролируемых лиц в системе.

Среди таких показателей - число и доля контролируемых лиц, информирующих Росфинмониторинг о подозрительных операциях, участвующих в различных форматах взаимодействия с Росфинмониторингом (участие в анкетировании, предоставление через Личный кабинет информации о новых рисках и типологиях, признаках подозрительных операций (сделок) и др.).

2.2. В целях реализации риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ Росфинмониторингом с участием представителей поднадзорных субъектов в 2021 году были проведены секторальные оценки рисков в отношении сектора посредников на рынке недвижимого имущества, лизинговых и факторинговых компаний, а также операторов по приему платежей.

Для целей оценки рисков было проведено анкетирование субъектов поднадзорных секторов для определения угроз, уязвимостей, а также уровня и характера подверженности рискам ОД/ФТ отдельных видов деятельности. В опросе с использованием функционала Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга приняло участие свыше 1 тыс. поднадзорных субъектов.

2.3. В 2021 году в рамках реализации Программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2021, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 18.12.2020 N 316, были проведены профилактические мероприятия в отношении 4,6 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основные акценты при организации и проведении профилактических мероприятий территориальными органами Росфинмониторинга были сделаны на разъяснении сложных вопросов правоприменительной практики, таких как выявление бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания публичных должностных лиц, применение целевых финансовых санкций (мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества), выявление необычных операций, направление сведений о подозрительных операциях (СПО) и др.

Например, МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю 25.11.2021 провело с представителями лизинговых компаний и операторов по приему платежей совместный практический семинар в формате видео-конференц-связи, направленный на повышение осведомленности подконтрольных субъектов о рисках и отдельных требованиях законодательства о ПОД/ФТ.

01.12.2021 в УФО состоялось совещание с представителями частного сектора по обсуждению проектов секторальных оценок рисков (СОР) и формированию итоговых отчетов СОР, а также рассмотрены вопросы о требованиях законодательства по выявлению необычных операций.

Аналогичные семинары проведены в всех федеральных округах.

Дополнительно при проведении практических семинарах были рассмотрены следующие вопросы:

- критерии и признаки необычных сделок в поднадзорных секторах, подготовка и направление в Росфинмониторинг сообщений о подозрительных операциях;

- выявление бенефициарных владельцев, публичных должностных лиц и эффективное управление рисками обслуживания данной категории клиентов.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.3. Примером, применяемого Росфинмониторингом программно-целевого подхода в работе с поднадзорными секторами, является комплекс мероприятий, реализованный во взаимодействии с представителями наиболее масштабного из них - сектором посредников на рынке недвижимого имущества.

В 2021 году организована совместная работа более чем с 20 региональными ассоциациями риелторов, что позволило максимально широко охватить профилактическими мероприятиями участников рынка. Только с использованием каналов и обучающих инструментов АНО "МУМЦФМ" при организационной поддержке территориальных органов Росфинмониторинга в систему обучения было вовлечено несколько сотен представителей риелторского сектора.

Через возможности Совета Комплаенс, а также взаимодействие с крупнейшими "маркет-плейсами" на рынке недвижимости, по сути, были созданы новые механизмы коммуникаций с сектором. Так, на сайтах крупнейших профессиональных объединений (гильдий, ассоциаций) размещены требования для риелторов по постановке на учет, видеоролики, разработанные АНО "МУМЦФМ" разъясняющие требования законодательства о ПОД/ФТ. Все это позволило, в том числе, вовлечь в антиотмывочный контур субъектов, ранее не исполнявших требования законодательства.

Качественно изменился уровень понимания риелторами рисков ОД/ФТ, с которыми они сталкиваются в текущей деятельности. Помимо результатов, проводимых через Личный кабинет опросов (анкетирования), это отражается и в качестве применения превентивных мер, а также информирования о подозрительных операциях. Так, по итогам 2021 года количество поступивших от риелторов СПО выросло более чем в 3 раза, а их объемные характеристики - в 5 раз по сравнению с 2020 годом.

2.4. Разъяснение требований законодательства о ПОД/ФТ проводилось Росфинмониторингом и территориальными органами также в форме консультирования по "горячим линиям", ответов на обращения контролируемых лиц, публикации информационных писем по отдельным вопросам исполнения требований законодательства.

Например, в связи с внесением изменений в Федеральный закон N 115-ФЗ Росфинмониторинг разместил на официальном сайте в сети "Интернет" и Личных кабинетах информационные письма, разъясняющие порядок и особенности применения новых норм законодательства, в частности:

- информационное письмо Росфинмониторинга от 22 сентября 2021 г. N 64 "О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", за исключением поднадзорных Банку России";

- информационное сообщение Росфинмониторинга от 01.10.2021 "О порядке представления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, контроль и надзор за которыми осуществляет Банк России), сведений об операциях по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

2.5. Проведение профилактических мероприятий Росфинмониторингом базировалось, прежде всего, на учебно-методических материалах и обучающих видео-курсах, подготовленных АНО "МУМЦФМ".

Помимо официального интернет - портала Росфинмониторинга (https://www.fedsfm.ru/companies/lk) видео-курсы по различным тематикам исполнения обязательных требований в сфере ПОД/ФТ были размещены на сайтах 27 профессиональных объединений (например, Дальневосточной Гильдии Риелторов, Уральской палаты недвижимости, Ассоциации риелторов "Недвижимость Севастополя", Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленобласти, Союза Риелторов Ставропольского края, Саморегулируемой организации аудиторов "Ассоциация "Содружество", Ассоциации факторинговых компаний и др.), а также 20 нотариальных палат и 4 адвокатских палат.

В 2021 году АНО "МУМЦФМ" была разработана серия учебно-методических материалов для ВУЗов Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ (https://aml.university/), включающих тестовые задания, кейс-стади, презентационные материалы, задания для деловых игр и круглых столов.

2.6. Росфинмониторингом проводилась постоянная актуализация размещенного на официальном сайте перечня нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования в сфере ПОД/ФТ (https://www.fedsfm.ru/activity/supervisory/requirements);

2.7. В 2021 году продолжено взаимодействие на базе Совета комплаенс при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ, объединяющего ведущих экспертов в сфере ПОД/ФТ во всех регионах Российской Федерации.

Работа региональных советов комплаенс (РСК) позволяет обеспечивать обмен передовым опытом и лучшими практиками по организации и осуществлению внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, формировать постоянную "обратную связь" с контролируемыми лицами по вопросам исполнения обязательных требований. За 2021 год проведено в общей сложности 27 заседаний РСК, преимущественно в дистанционном формате.

По результатам работы Совета комплаенс и региональных подразделений в 2021 году было выявлено 20 новых типологий подозрительной деятельности, информация о которых была доведена через Личный кабинет.

Учитывая опыт работы данного консультативного органа, как механизма частно-государственного партнерства в сфере ПОД/ФТ, в 2021 году под эгидой Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) был создан Международный совет комплаенс, первое заседание которого состоялось 28 - 29 апреля 2021 г. Мероприятие в онлайн формате охватило более 300 участников - руководителей комплаенс подразделений финансовых организаций, представителей надзорных органов и подразделений финансовой разведки стран-участниц и наблюдателей ЕАГ.

Ключевой темой обсуждения стали результаты оценки рисков ОД/ФТ в Евразийском регионе, а также актуальные тренды и угрозы в условиях борьбы с пандемией коронавирусной инфекции. Большое внимание на площадке Международного совета комплаенс было уделено обсуждению рисков использования платежной инфраструктуры и финтех-инструментов в противоправных целях, а также мошенническим схемах на финансовом рынке.

Участники Международного совета комплаенс приняли активное участие в мероприятиях Международной олимпиады по финансовой безопасности (https://rosfinolymp.ru/), проведении тематических мастер-классов для школьников и студентов.

2.8. 14 - 15 октября 2021 года состоялся Международный форум по надзорной деятельности. Ставший уже традиционным формат мероприятий объединил более 200 экспертов надзорных органов и подразделений финансовой разведки из стран - участниц и наблюдателей Евразийской группы. Ключевой темой форума стало развитие механизма риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ. Активное участие в работе форума приняли эксперты - представители организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.