Общие послабления в сфере закупки товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ

Электронный запрос котировок можно проводить, если НМЦК не превышает 10 млн руб. Ограничения размера годового объема таких закупок не действуют до 31 декабря 2026 г.

Закупку по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно осуществлять на сумму, не превышающую 5 млн руб. В таком порядке допускается закупить только товары или заключить контракт на право использования программы для ЭВМ и (или) базы данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления к ним удаленного доступа. Годовой объем таких закупок не должен быть более 100 млн руб. Кроме того, они не будут учитываться в годовом объеме закупок по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Уменьшены сроки оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения контракта. По общему правилу они не могут превышать 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Исключения из этого правила установлены в ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

До 31 декабря 2024 г. заказчик вправе не требовать обеспечить исполнение контракта (гарантийных обязательств). Исключение - случай, когда контракт предусматривает выплату аванса, который не подлежит казначейскому сопровождению.

В 2024 г. продлено право Правительства РФ устанавливать дополнительные случаи закупок для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядок их осуществления. Заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в этих случаях и порядке могут не только заказчики, но и автономные учреждения и другие юрлица при проведении закупок по ч. 4, 4.1, 4.3, 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Право определять дополнительные случаи закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд субъекта РФ и его муниципальных образований продлено для высших исполнительных органов субъектов РФ, однако воспользоваться данным правом допускается только в отношении ограниченного перечня товаров (работ, услуг). Утверждение этого перечня и порядка осуществления закупок в названных случаях является правом Правительства РФ. Дополнительно Правительство Москвы вправе предусматривать иные случаи и порядок осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд города Москвы и его муниципальных образований. Во всех указанных случаях закупок заказчик обязан заключить контракт не позднее 31 декабря 2024 г. Также при их осуществлении действует ряд особенностей.

Учтите, что дополнительные случаи закупок у единственного поставщика, а также порядок их осуществления, которые были установлены высшими исполнительными органами субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ, не подлежат применению с 25 декабря 2023 г.

До 31 декабря 2024 г. включительно Правительство РФ вправе устанавливать иные случаи проведения закрытых электронных процедур, а также дополнительные случаи, при которых определенные информация и документы не размещаются на официальном сайте ЕИС. Приглашение принять участие в указанных процедурах может быть направлено до 31 декабря 2024 г. включительно. При осуществлении таких закупок информация и документы, находящиеся в реестре контрактов, не размещаются на официальном сайте ЕИС.

Расширили перечень закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), которые не учитываются при определении обязательной доли закупок у СМП и СОНКО. В ее расчет также не включаются закупки, осуществленные в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе.

Предусмотрели новое основание для изменения контракта. Допускается изменить любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2025 г., если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Изменение осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации.

Установили специальное основание для изменения контрактов, заключенных по п. п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. До 31 декабря 2024 г. любые существенные условия таких контрактов можно изменить по соглашению сторон.

Подлежат списанию неустойки по контрактам, возникшие из-за санкций недружественных государств и (или) ограничительных мер. Заказчики списывают штрафы и пени с поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в полном объеме, при предоставлении ими соответствующих документов.

Списывается неустойка по контрактам, по которым в 2022 г. обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 - 2022 гг. цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта.

Если заказчик расторг контракт в одностороннем порядке, разрешается заключить новый согласно ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Такое возможно после принятия решения о включении информации о контрагенте в РНП или об отказе в этом в связи с тем, что надлежаще исполнить условия контракта было невозможно из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Минфин России разъяснил, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не будет включен в РНП, если представит на заседание комиссии уполномоченного органа информацию и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы в виде санкций и (или) ограничительных мер (например, санкции введены в отношении закупаемого товара). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Правительство РФ продлило на 2024 г. порядок изменения существенных условий "строительных" контрактов. Внести изменения можно в отношении закрытого перечня условий при возникновении не зависящих от сторон контракта обстоятельств, которые влекут невозможность его исполнения. Например, допускается скорректировать спецификации и типы оборудования, предусмотренные в проектной документации. Изменения вносятся в пределах ЛБО, доведенных на срок исполнения контракта. Определена процедура подписания сторонами дополнительного соглашения.

Минфин России отметил, что по Постановлению Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 можно изменить только государственные (муниципальные) контракты. При этом контракты, заключенные не государственными (муниципальными) заказчиками, можно скорректировать по ч. 65.1 ст. 112 этого Закона. Ведомство также указало, что на основании указанного Постановления возможно изменить и количество отдельных этапов исполнения контракта. По мнению Минстроя России, к комплексным контрактам упомянутое Постановление применяется в части строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства.

Кроме того, с соблюдением п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно изменить существенные условия "строительных" контрактов, заключенных до 31 декабря 2022 г. на год и более, цена которых - 1 млн руб. или более, если в ходе их исполнения возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых работы выполнить нельзя.

Федеральный закон от 25.12.2023 N 624-ФЗ

Федеральный закон от 25.12.2023 N 625-ФЗ

Федеральный закон от 28.04.2023 N 154-ФЗ

Другие документы

Федеральный закон от 04.11.2022 N 420-ФЗ

Федеральный закон от 14.07.2022 N 286-ФЗ

Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ

Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 30.03.2024 N 399

Постановление Правительства РФ от 25.12.2023 N 2304

Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680

Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 N 417

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 339

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 340

Постановление Правительства РФ от 23.03.2022 N 439

Постановление Правительства РФ от 21.10.2022 N 1880

Информационное письмо Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768

Информационное письмо Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697

Информационное письмо Минфина России от 29.12.2023 N 24-01-10/128563

Информационное письмо Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840

Письмо Минстроя России от 27.06.2022 N 29368-ИТ/09

Письмо Минфина России от 14.06.2022 N 24-06-08/56085