Общие меры поддержки организаций и ИП

С 1 марта 2024 г. по 1 марта 2025 г. проводится эксперимент по предоставлению комплексного сервиса "Старт бизнеса онлайн". Установлен Порядок проведения эксперимента. Помимо прочего определено, что его цель - повысить эффективность дистанционного взаимодействия между участниками. Например, зарегистрированные с помощью указанного сервиса ИП или ООО с единственным учредителем - физлицом, который выступает единоличным исполнительным органом, могут воспользоваться этим сервисом для открытия расчетного счета в кредитной организации - участнике эксперимента, без личного присутствия физлица, при соблюдении определенных условий. При этом в рамках сервиса можно открыть расчетный счет только в одной такой кредитной организации. Взаимодействие участников эксперимента осуществляется на безвозмездной основе (исключение - случаи взимания платы, предусмотренные законодательством). Координирует эксперимент ФНС России.

Утверждены Требования к порядку предоставления комплексного сервиса "Старт бизнеса онлайн". Они содержат в том числе условия, которые необходимо соблюсти заинтересованному физлицу (заявителю) для получения сервиса.

Смягчена административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе в области предпринимательской деятельности. В частности, предусмотрено следующее:

- уменьшены размеры штрафов. Так, если лицо, которое совершило выявленное в ходе проведения госконтроля (надзора), муниципального контроля правонарушение, предотвратило его вредные последствия либо добровольно возместило причиненный ущерб (добровольно устранило причиненный вред), административный штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном санкцией применяемой нормы;

- правило, по которому административный штраф за впервые совершенное правонарушение при наличии определенных обстоятельств может быть заменен предупреждением (есть исключения), применимо ко всем субъектам административных правонарушений, выявленных в ходе проведения госконтроля, муниципального контроля.

Расширен перечень составов преступлений, при совершении которых впервые лица освобождаются от уголовной ответственности, если возместили ущерб в соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УК РФ. Речь идет, в частности, о нарушении авторских и смежных прав, незаконном предпринимательстве, незаконной банковской деятельности, ограничении конкуренции, уклонении от репатриации иностранной валюты или валюты РФ, которые совершены в особо крупном размере или сопряжены с причинением особо крупного ущерба либо извлечением дохода в особо крупном размере.

В уголовное законодательство внесены изменения, направленные на уточнение квалификации различных деяний в сфере экономической деятельности. Так, увеличен размер ущерба, убытков, дохода, задолженности, возникающих в результате совершения некоторых экономических преступлений, который влияет на их квалификацию, в том числе как совершенных в крупном или особо крупном размере. Например, увеличены:

- крупный размер для признания осуществления деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов) незаконной - с более 2,25 млн руб. до более 3,5 млн руб.;

- сумма, свидетельствующая об уклонении от уплаты налогов, сборов, страховых взносов организацией в особо крупном размере - с более 45 млн руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд до более 56,25 млн руб. за тот же период.

Кроме того, исключена уголовная ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара.

Минэкономразвития России и VK запустили программу поддержки предпринимателей. Планируется реализовать программу в 84 регионах после успешного пилотного проекта в нескольких регионах. В частности, в центрах "Мой бизнес" предприниматели могут удвоить рекламный бюджет на продвижение в соцсети ВКонтакте. Подробнее о мерах поддержки и условиях программы можно узнать в центрах "Мой бизнес" в своем регионе и на сайте мойбизнес.рф.

На сайте Правительства РФ заработал навигатор в виде анкеты, который помогает сориентироваться в мерах господдержки.

До конца 2024 г. продлены особенности предоставления государственной или муниципальной преференции, в частности, для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, для социального обеспечения населения. Так, преференция предоставляется без предварительного согласия антимонопольного органа, но его нужно уведомить (за исключением некоторых случаев) в установленный срок. К уведомлению необходимо приложить ряд документов.

Утверждено Положение о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.

Комиссия - координационный орган, образованный для обеспечения согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в целях выработки и реализации мер по повышению устойчивости экономики РФ в условиях санкций.

Определены приоритетные направления проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ. Установлены условия отнесения проектов к указанным. Предусмотрено, в частности, что в критерии проектов технологического суверенитета включены в том числе следующие направления: авиационная, медицинская, фармацевтическая промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение. Правительство РФ отметило, что такие проекты смогут рассчитывать на особый подход банков при одобрении кредитов, пониженную ставку по ним и более активное участие в этом институтов развития.

Утверждены особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах. Их перечень определит Минпромторг России по согласованию с Минобороны России и Госкорпорациями "Росатом", "Роскосмос". Работодатели, включенные в перечень, смогут, например, установить работникам, на которых распространяются названные особенности, 24-часовую продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Минпромторг России совместно с Минтрудом России утвердил методические рекомендации, касающиеся порядка применения указанных особенностей.

Утверждены особенности раскрытия инсайдерской информации, которая подлежит раскрытию по закону. Некоторые инсайдеры в определенных случаях вправе раскрывать такую информацию (независимо от целей и форм раскрытия) в ограниченных составе и (или) объеме, если ее раскрытие приведет (может привести) к введению ограничительных мер в отношении инсайдеров и (или) иных лиц. Определен состав информации, которую можно не раскрывать или раскрывать в ограниченном объеме, в зависимости от конкретного случая. Например, в соответствии с утвержденным перечнем могут не раскрывать или раскрывать в ограниченном объеме информацию, в частности, инсайдеры:

- в отношении которых действуют ограничительные меры;

- которые являются кредитными организациями, отнесенными к категории уполномоченных банков;

- которые включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

Установлены ограничения на распространение контрсанкционной информации среди неопределенного круга лиц, в том числе в СМИ и Интернете. Определено, в частности:

- какие сведения относятся к такой информации. Так, это сведения любого характера (например, экономического) о совершенных или планируемых российскими участниками внешнеторговой деятельности сделках в области внешней торговли для обеспечения потребностей внутреннего рынка РФ, если распространение этих сведений может повлечь введение в отношении сторон иностранных санкций;

- какие сведения не относятся к такой информации, например коммерческая тайна;

- каков порядок распространения этой информации. Например, для ее распространения требуется письменное согласие ее обладателя (некоторым лицам не нужно получать согласие);

- когда указанные ограничения прекращают действовать. Например, если такую информацию распространит сам участник внешнеторговой деятельности.

До 1 января 2025 г. для некоторых юрлиц отменена обязанность обнародовать необходимую информацию в Интернете, в частности для НКО - размещать отчет о своей деятельности (исключение - НКО, выполняющие функции иностранного агента).

Установлен временный порядок раскрытия и предоставления информации российскими хозяйственными обществами, включенными в соответствующий перечень. Определено, в частности, что если раскрытие и (или) предоставление информации, которую необходимо раскрыть (предоставить) по законодательству, приведут либо могут привести к введению ограничительных мер в отношении этих обществ или других лиц, то указанные общества вправе самостоятельно определить состав и (или) объем информации, которую они раскрывают (предоставляют). При этом, если общество не раскрывает и (или) не предоставляет информацию, оно должно направить в Банк России уведомление, содержащее эту информацию, в сроки, установленные для ее раскрытия (предоставления). Правило распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2023 г.

Трудовой кодекс РФ

Федеральный закон от 06.04.2024 N 79-ФЗ

Федеральный закон от 14.04.2023 N 116-ФЗ

Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ

Другие документы

Федеральный закон от 14.07.2022 N 290-ФЗ

Федеральный закон от 14.07.2022 N 326-ФЗ

Федеральный закон от 14.07.2022 N 286-ФЗ

Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ

Указ Президента РФ от 27.11.2023 N 903

Постановление Правительства РФ от 13.02.2024 N 144

Постановление Правительства РФ от 28.09.2023 N 1587

Постановление Правительства РФ от 15.04.2023 N 603

Постановление Правительства РФ от 01.08.2022 N 1365

Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 N 1240

Постановление Правительства РФ от 21.01.2022 N 25-2

Приказ ФНС России от 01.03.2024 N ЕД-7-14/169@

Приказ Минпромторга России N 3750, Минтруда России N 508 от 02.09.2022

Информация: Минэкономразвития РФ и VK запускают программу поддержки предпринимателей по всей России

Информация Правительства РФ от 06.05.2022