7.2.6. Обеспечение беспрепятственного перемещения дальневосточного леопарда в границах ареала

Для решения данного вопроса необходимо обеспечить создание экологических коридоров между местами обитания дальневосточного леопарда за счет:

- строительства экодуков для переходов диких животных через линейные объекты инфраструктуры в районе пограничных переходов Краскино, Полтавка, Пограничный, а также через автотрассу и железнодорожную магистраль на участке Угловая - Уссурийск;

- выявления потенциальных мест переходов через автотрассу Владивосток - Хабаровск с последующим проведением биотехнических мероприятий в местах возможных переходов.

Важнейшим шагом для расширения ареала дальневосточного леопарда в России является создание экологического коридора между национальным парком "Земля леопарда" и Уссурийским государственным природным заповедником им. В.Л. Комарова. Создание коридора позволит расселяющимся особям дальневосточного леопарда (а также амурского тигра) осваивать территорию южного Сихотэ-Алиня.

На основе анализа дистанции с наименьшими затратами был определен участок протяженностью 62,5 км, соединяющий национальный парк "Земля леопарда" с Уссурийским заповедником. Предлагаемый экологический коридор пересекает долину р. Раздольная между населенными пунктами Партизан и Барановский. Основным препятствием на пути расселения животных является федеральная трасса А-370 (Владивосток - Хабаровск). В этом месте необходимо предусмотреть строительство надземного "зеленого" перехода для безопасного перемещения животных через трассу. Места для строительства любых переходов должны быть согласованы со специалистами на основе результатов подробного изучения перемещений животных в данном районе. Дополнительно к строительству переходов важно обеспечить сохранность местообитаний на неохраняемых участках в пределах планируемого коридора, включая ограничение строительства, сельскохозяйственного и лесохозяйственного освоения, а также эффективную охрану лесов от пожаров.

Потенциально опасным для перехода дальневосточного леопарда в настоящее время считается участок трассы А-189 от границы Надеждинского и Хасанского муниципальных районов до с. Занадворовка. Частые переходы животных на этом отрезке обусловлены расположением действующего оленеводческого хозяйства (ПСХК "Оленевод") на правом берегу р. Грязная. Ограничение скоростного режима на данном отрезке трассы, а в дальнейшем строительство переходов и установка изгородей вдоль дороги позволят снизить риски ДТП с участием крупных млекопитающих.

Железнодорожные пути и их эксплуатация также представляют препятствие для перемещений животных. Часто, имея возможность пересечь железную дорогу, животные избегают этого, проявляя поведенческие реакции, связанные с возможными рисками для жизни. Это снижает качество местообитаний, а также может приводить к фрагментации ареалов, отрицательно влиять на уровень воспроизводства и генетический обмен животными в популяциях.

Существующая железнодорожная линия на участке "Махалино - Камышовая - Госграница с КНР" вдоль долины р. Тесная при средней транспортной нагрузке представляет умеренную опасность для животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения. Об этом свидетельствует активное использование животными территорий в непосредственной близости от железной дороги. Реконструкция данного участка дороги может привести к увеличению фактора беспокойства, что в свою очередь может повлечь нарушение постоянных путей переходов, смещение пиков суточной активности, смену и поиск новых мест охот. Для дальневосточного леопарда это может быть связано с дополнительными рисками, так как активное избегание районов с повышенным фактором беспокойства со стороны человека может отрицательно сказываться на характере использования местообитаний в пределах индивидуальных участков, а также локально повышать плотность хищников.

В случае повышения транспортной нагрузки и изменения скоростного режима после реконструкции железнодорожной линии важно предусмотреть дополнительные меры для минимизации отрицательных эффектов на животный мир. В первую очередь это относится к ограничению скоростного режима в местах с высокой плотностью переходов животных через насыпь и установке соответствующих знаков.

Следует уделить пристальное внимание изучению перемещений животных вблизи линейных сооружений, принимая во внимание планируемую реконструкцию существующих и прокладку новых объектов инфраструктуры. В будущем это позволит размещать переходы для животных оптимальным образом и в значительной степени повысит их эффективность.