II. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

8. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

выездная проверка;

документарная проверка.

9. Срок проведения выездной или документарной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.

10. Выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

11. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

экспертиза;

эксперимент.

12. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

13. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право <1>:

--------------------------------

<1> Часть 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов федеральной службы безопасности и решения (надлежащим образом заверенной копии решения) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать ОПО, здания, помещения, сооружения и иные объекты органов федеральной службы безопасности и организации, находящиеся в ведении ФСБ России;

знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

требовать от контролируемых лиц представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц, военнослужащих и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа на объекты органов федеральной службы безопасности и в организации, находящиеся в ведении ФСБ России, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;

привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

14. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на плановой и внеплановой основе. Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных ежегодными планами, утверждаемыми Директором ФСБ России, руководителем Службы обеспечения деятельности ФСБ России или его первым заместителем, принимаются начальником службы.

Решения о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий принимаются Директором ФСБ России или руководителем Службы обеспечения деятельности ФСБ России на основании предложений службы. В случае если проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не предусматривает командирование должностного лица (должностных лиц), осуществляющего (осуществляющих) государственный надзор, решение о его проведении может быть принято начальником службы.

15. В течение 5 рабочих дней после дня окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт проверки, а в случае выявления фактов нарушений обязательных требований - предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований <1> (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку), которое прилагается к акту проверки.

--------------------------------

<1> Далее - предписание.

16. Акт проверки и предписание (при его наличии) оформляются в двух экземплярах на бумажном носителе.

17. В ходе выездной проверки может быть проведен эксперимент, заключающийся в использовании тест-ситуации (объявлении учебной тревоги), имитирующей возникновение аварии на ОПО, направленной на проверку готовности контролируемого лица, эксплуатирующего указанный ОПО, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

18. Эксперимент проводится без остановки технологических процессов на ОПО в течение одного рабочего дня в пределах срока, отведенного для проведения выездной проверки.

Результаты эксперимента оформляются протоколом о проведении эксперимента, который прилагается к акту проверки.

19. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия и контроль за исполнением предписания (при его наличии) осуществляются должностным лицом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие.

20. При проведении выездных проверок должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использовать фото- и видеосъемку, а также аудиозапись.

21. При осуществлении видеосъемки на ней фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений обязательных требований и (или) признаков их нарушений.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.

Машинные носители информации, содержащие фотографии, аудио- и видеофайлы, прилагаются к акту проверки.