О реализации типовой модели в 2023 году см. Приказ Минтруда России от 15.12.2022 N 781.

XII. Обеспечение функционирования системы долговременного ухода

XII. Обеспечение функционирования системы

долговременного ухода

65. Функционирование системы долговременного ухода обеспечивается уполномоченными органами, уполномоченными организациями и их работниками.

66. Уполномоченные органы осуществляют развитие инфраструктуры уполномоченных организаций, обеспечивающих предоставление гражданам, нуждающимся в уходе, социальных, медицинских и реабилитационных (абилитационных) услуг, а также функционирование системы долговременного ухода исходя из необходимости решения следующих задач:

1) создание достаточного количества структурных подразделений организаций социального обслуживания, выполняющих функции отделений (центров) дневного пребывания для граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих предоставление в полустационарной форме социального обслуживания социальных услуг, в том числе входящих в социальный пакет долговременного ухода (далее - центр дневного пребывания);

2) создание достаточного количества структурных подразделений уполномоченных организаций, выполняющих функции:

школ ухода для граждан, осуществляющих родственный уход, организующих обучение (в очной и заочной формах) навыкам ухода и продуктивной коммуникации, приемам создания в жилых помещениях безопасной и комфортной среды (далее - школа ухода);

пунктов проката технических средств реабилитации для граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе (далее - пункт проката ТСР).

67. Основной целью создания центра дневного пребывания является поддержка граждан, осуществляющих уход, посредством предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг, в том числе входящих в социальный пакет долговременного ухода, вне дома.

Для, организации работы центра дневного пребывания необходимо наличие оснащенных надлежащим образом помещений, предназначенных для предоставления социальных услуг, организации сна, отдыха, приема пищи, дневной занятости, обеспечения личной гигиены и др., оборудованных инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах - газоснабжение), а также соответствующих работников.

68. Основной целью создания школы ухода является обучение граждан, осуществляющих уход (в очной и заочной, индивидуальной и групповой формах):

1) навыкам ухода;

2) приемам адаптации жилых помещений под нужды граждан, нуждающихся в уходе;

3) приемам формирования безопасной, комфортной среды и созданию благоприятной атмосферы;

4) методам альтернативной и дополнительной коммуникации.

При организации работы школы ухода необходимо наличие оснащенных надлежащим образом помещений (зон) для проведения практических занятий.

69. Основной целью создания пункта проката ТСР является предоставление гражданам, нуждающимся в уходе, во временное пользование технических средств реабилитации.

При организации работы пункта проката ТСР необходимо наличие оснащенных надлежащим образом помещений (зон) для хранения и демонстрации технических средств реабилитации, а также обучения навыкам пользования технических средств реабилитации.

70. Для обеспечения согласованности действий всех участников системы долговременного ухода и оперативного взаимодействия с гражданами, нуждающимися в уходе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан создаются координационные центры, обеспечивающие функционирование системы долговременного ухода в субъекте Российской Федерации, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия (далее - координационный центр).

71. Основными целями создания координационного центра являются:

1) информирование граждан о системе долговременного ухода, порядке подачи заявления и получения социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода, в разных формах социального обслуживания и др.;

2) работа с поступившими по телефону, в письменной или электронной форме обращениями граждан по вопросам получения социальных, медицинских, реабилитационных (абилитационных) услуг в системе долговременного ухода;

3) консультирование граждан, включенных в систему долговременного ухода, по вопросам предоставления социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода, и иных социальных услуг;

4) оказание содействия гражданам, включенным в систему долговременного ухода, в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), в рамках межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода;

5) консультирование граждан, осуществляющих уход, в том числе по вопросам деятельности школ ухода, пунктов проката ТСР, центров дневного пребывания;

6) получение, анализ и обмен информацией о гражданах, нуждающихся в уходе, в рамках межведомственного взаимодействия с участниками системы долговременного ухода, в том числе в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

7) осуществление межведомственного взаимодействия с работниками уполномоченных организаций и координация их взаимодействия с гражданином, нуждающимся в уходе, и его семьей (родственниками, друзьями, соседями и другими лицами);

8) подготовка информационно-разъяснительных материалов о системе долговременного ухода.