4.2. Действия машинистов и помощника при возникновении аварии или аварийной ситуации

4.2. Действия машинистов и помощника при возникновении аварии или аварийной ситуации:

сообщить о происшествии поездному диспетчеру или дежурному по станции (при транспортировании ПСС);

прекратить работу в случае возникновения угрозы жизни и здоровью себе или людям и покинуть опасную зону, сообщить о случившемся руководителю работ, далее выполнять его указания (при работе ПСС);

при возможности принять меры по устранению аварии или аварийной ситуации или оградить опасную зону с целью предупреждения несчастных случаев. В случае пожара действовать согласно инструкции о мерах пожарной безопасности;

принять участие в оказании первой помощи пострадавшему, используя имеющуюся аптечку для оказания первой помощи и подручные средства при возможности и необходимости;

при возможности принять меры к организации отправки пострадавшего до ближайшей железнодорожной станции при невозможности прибытия на место происшествия медицинских работников;

принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия до начала расследования, если это не мешает движению подвижного состава, не угрожает жизни и здоровью людей. В случае невозможности сохранения обстановки ее необходимо зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи.

4.2.1. При обнаружении задымления, появлении специфического запаха продуктов горения или открытого огня машинисты и помощник должны действовать согласно инструкции о мерах пожарной безопасности.

4.2.2. При саморасцепе ТЭС от остальной части ПСС машинисты должны сообщить руководителю работ (при работе ПСС) или поездному диспетчеру (дежурному по станции) (при транспортировании ПСС) о происшествии и предпринять действия для остановки остальной части ПСС.

4.2.3. Машинисты и помощник при обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, проводов ВЛ, а также свисающих с них посторонних предметов, должны:

сообщить о случившемся руководителю работ для передачи информации на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения (при работе ПСС);

сообщить дежурному по железнодорожной станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру;

оградить место обрыва проводов любыми подручными средствами и не допускать людей к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м (до прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения);

оградить место происшествия сигналами остановки, как место препятствия, если оборванные провода контактной сети, линии электропередачи или их элементы выходят из габарита приближения строений к железнодорожному пути и могут быть задеты при проходе подвижного состава.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода в зоне растекания тока замыкания на землю (зоне "шаговых напряжений"), следует выходить из нее, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, передвигать ступни ног по земле, не отрывая их одну от другой.

4.2.4. При падении оборванного провода контактной сети или ВЛ на корпус ПСС запрещается его покидать до устранения аварийной ситуации. Необходимо быть готовым к устранению возможных загораний. Если машинисты и помощник в этот момент находились снаружи ПСС, то необходимо отойти от него, как от лежащего на земле оборванного провода. О создавшемся положении необходимо сообщить руководителю работ и энергодиспетчеру. После прибытия работников района контактной сети, отключения и заземления контактной подвески разрешено подняться в ПСС.

Если произошло загорание, а ликвидировать его не представляется возможным, то необходимо покинуть ПСС, соблюдая следующие рекомендации:

спуститься до нижней ступеньки;

спрыгнуть на землю лицом вперед, не допуская одновременного касания земли и корпуса ПСС. Так как существует опасность попадания в зону "шаговых напряжений", при приземлении необходимо сохранить равновесие, а ноги расположить вместе. Если удержать равновесие не представляется возможным, то его необходимо восстановить с помощью прыжков с ноги на ногу;

покинуть зону "шаговых напряжений", соблюдая меры безопасности, изложенные в подпункте 4.2.3 Инструкции.

4.2.5. При обрыве цепи или ленты конвейера машинисты или помощник должны:

нажать кнопку экстренной остановки конвейера;

сообщить о случившемся руководителю работ;

принять меры к временному закреплению цепи для обеспечения возможности транспортировки ПСС.

4.2.6. При сходе с рельсов подвижного состава машинисты или помощники на месте аварии должны:

сообщить о происшествии руководителю работ, дежурному по станции или поездному диспетчеру и машинистам встречных и попутных подвижных составов, находящихся на перегоне, с указанием информации места происшествия (километр пути, пикет), наличия пострадавших, расположения и степени повреждения подвижного состава, о наличии габарита по смежному пути и о состоянии контактной сети (при ее наличии);

охарактеризовать место происшествия (откос, болотистая местность и т.д.);

не допускать к месту происшествия посторонних лиц;

оградить место происшествия согласно Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Запрещается разведение открытого огня, курение и любые работы, связанные с возможностью искрообразования, в местах разлива нефтепродуктов, технического спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также в местах утечки горючих газов.

4.2.7. При нахождении человека или автотранспортного средства на пути следования ПСС машинисты должны:

подавать оповестительный сигнал до того момента, пока человек или автотранспортное средство не покинет опасную зону;

применить экстренное торможение в случае возникновения угрозы наезда или столкновения.

4.2.8. При столкновении с автотранспортным средством машинисты должны:

сообщить дежурному по станции или поездному диспетчеру и машинистам встречных и попутных подвижных составов, находящихся на перегоне;

направить помощника на осмотр места происшествия и ПСС;

сообщить после осмотра помощником места происшествия о наличии пострадавших, необходимости вызова скорой помощи, наличии габарита соседнего пути;

устранить по возможности и необходимости неисправности ПСС;

сообщить дежурному по станции или поездному диспетчеру о невозможности устранения неисправностей ПСС;

затребовать при невозможности дальнейшего следования вспомогательный локомотив или восстановительный поезд (если в этом есть необходимость);

согласовать с дежурным по станции или поездным диспетчером порядок дальнейших действий в случае, если имеются пострадавшие, жертвы или нарушен габарит.

При столкновении с автотранспортным средством помощник должен:

осмотреть место происшествия на предмет наличия пострадавших, необходимости вызова скорой помощи и наличия габарита соседнего пути;

осмотреть ПСС на предмет повреждений и оценить возможность их устранения;

доложить полученную информацию машинистам;

устранить по указанию машинистов неисправности ПСС.

4.2.9. При наезде на человека машинисты должны:

сообщить дежурному по станции или поездному диспетчеру и машинистам встречных и попутных подвижных составов, находящихся на перегоне;

направить на место происшествия помощника;

согласовать после получения информации от помощника о положении на месте происшествия дальнейшие действия с дежурным по станции или поездным диспетчером (в случае остановки подвижного состава в пределах станции), ожидать прибытие бригады скорой медицинской помощи, а в случае невозможности ее прибытия - обеспечить (при наличии технической возможности) доставку пострадавшего до ближайшего места, где может быть осуществлена его передача бригаде скорой медицинской помощи.

При наезде на человека помощник должен:

найти пострадавшего и оценить его состояние;

определить необходимость оказания первой помощи пострадавшему и при необходимости оказать ее;

доложить машинистам о состоянии пострадавшего. Наблюдать за пострадавшим до прибытия бригады скорой медицинской помощи или получения дальнейших указаний от машинистов.

4.2.10. Если при выполнении работ или нахождении на железнодорожных путях машинисты или помощник окажется между движущимися по смежным путям подвижными составами, то он должен присесть или лечь на землю параллельно путям, дождаться в этом положении проследования или остановки подвижного состава по одному из путей.

4.2.11. При других авариях и аварийных ситуациях необходимо руководствоваться:

Регламентом взаимодействия работников, связанных с движением поездов, с работниками локомотивных бригад при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на путях общего пользования инфраструктуры ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 12 декабря 2017 г. N 2580р;

Регламентом действий работников структурных подразделений ОАО "РЖД" при получении информации о травмировании граждан, не связанных с производством, подвижным составом, утвержденным ОАО "РЖД" 29 мая 2015 г. N 290.