Введение

Настоящие Информационные материалы подготовлены в соответствии с подпунктом 69 пункта 5 Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021 - 2024 годы, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 11826п-П44 (далее - Информационные материалы, Комплекс мер).

Мероприятия по доступу негосударственных организаций на рынок социальных услуг предусмотрены в рамках реализации целей национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее Указ Президента N 204), в том числе в рамках национальных проектов "Демография" и "Образование".

Стоит отметить, что меры по обеспечению доступа негосударственных организаций на рынок социальных услуг развиваются не только на федеральном и региональном уровне, но и на муниципальном уровне.

Так, согласно данным, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, количество регионов, оказывающих поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО) и социальным предпринимателям в рамках соответствующих муниципальных программ или подпрограмм, с 2017 по 2020 год увеличилось с 67 до 72 и с 42 до 45 субъектов Российской Федерации соответственно.

Также с 2017 по 2020 год выросла доля муниципальных районов и городских округов, реализующих мероприятия по поддержке СОНКО, в общем количестве муниципальных районов и городских округов с 23% до 47%, а также реализующих меры по поддержке социального предпринимательства в рамках муниципальных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства с 8% до 28%.

Роль муниципалитетов в решении задачи развития рынка услуг в социальной сфере, в том числе за счет роста конкуренции, будет только возрастать.

Именно на локальном уровне чаще всего происходит непосредственное взаимодействие граждан, организаций и органов власти. Органы местного самоуправления лучше осведомлены о потребностях граждан, проживающих в указанном населенном пункте, а также знакомы со спецификой деятельности местных организаций. При этом для развития и устойчивости работы негосударственных поставщиков на рынке услуг в социальной сфере необходима соответствующая инфраструктура, созданная в том числе на уровне муниципалитета.

Система рейтингования муниципальных образований в субъекте Российской Федерации призвана оценить качество мер поддержки негосударственных поставщиков на муниципальном уровне, динамику развития рынка услуг в социальной сфере, выявить наличие барьеров для оказания услуг негосударственными организациями, предоставить данные для анализа результатов усилий региона в части содействия органам местного самоуправления и мониторинга реализации целей национальных проектов.

Результаты рейтингования муниципалитетов могут быть использованы органами местного самоуправления для формирования или обновления комплексного плана по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере в конкретном муниципалитете, муниципальных программ поддержки СОНКО и субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), осуществляющих деятельность в социальной сфере (в том числе социального предпринимательства).

Информационные материалы содержат комплексный последовательный подход к тому, как региону сформировать информативный рейтинг муниципальных образований в части доступа негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере.

Разделы Информационных материалов представлены следующим образом:

1) определение объекта оценки рейтинга (какие меры поддержки существуют на муниципальном уровне с точки зрения законодательства, как определить услуги, которые востребованы населением и могут быть удовлетворены негосударственными организациями);

2) формирование соответствующих показателей (включая примеры существующих практик регионов);

3) формирование системы рейтингования (перевод показателей в баллы, расставление весов показателей, включая примеры существующих практик регионов).

4) непосредственное внедрение рейтинга (особенности принятия соответствующего нормативного правового акта, предоставления данных, опубликования, освещения и обсуждения результатов рейтинга).

Информационные материалы носят рекомендательный характер и могут быть использованы при разработке комплексных планов субъектов Российской Федерации по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление населению услуг в социальной сфере.