Приказом Ространснадзора от 20.12.2022 N ВБ-583фс утверждены программы на 2023 год.

1.3. Статистические показатели подконтрольной среды

1.3 Статистические показатели подконтрольной среды

На 1 января 2021 года количество подконтрольных субъектов в области гражданской авиации, составляет более 1 300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Подконтрольные субъекты (объекты) рассредоточены по всей территории Российской Федерации на поднадзорных территориях по федеральным округам.

Госавианадзором и его территориальными управлениями в 2021 году проведено 5 713 контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов гражданской авиации, в том числе 112 плановых, 309 внеплановых проверок, 4 010 осмотров воздушных судов, а также 1 282 иных мероприятия, в рамках 294-ФЗ и 248-ФЗ.

По сравнению, с тем же периодом 2020 года, общее число проведенных контрольно-надзорных мероприятий увеличилось на 17% из них плановых проверок на 400%, внеплановых на 12%, рейдовых мероприятий на 17%, мероприятий по контролю и надзору на борту воздушного судна на 14%, надзорных мероприятий по иным основаниям законодательства Российской Федерации на 20%.

Кроме этого, в 2021 году не проводились плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса.

В 2021 году выявлено 2 835 нарушений воздушного законодательства Российской Федерации, что более чем в 2 раза больше за аналогичный период в 2020 году.

Выдано 918 обязательных для исполнения предписаний, составлено 797 протоколов (в том числе направляемые для рассмотрения в судебные органы) об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 628 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общая сумма наложенных штрафов 9,3 млн. рублей.

В настоящее время проведен анализ состояния подконтрольных субъектов по выявленным нарушениям требований законодательства Российской Федерации. В 2021 году территориальными управлениями по выявленным правонарушениям было возбуждено 797 административных дел, из них, но видам нарушений:

1) Нарушение правил использования воздушного пространства (статья 11.4) - 30%.

2) Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (статья 11.5) - 19%.

3) Нарушение правил поведения граждан на воздушном транспорте (ч. 6 статья 11.17) - 15%.

4) Действия, угрожающие безопасности полетов (статья 11.3) - 12%.

5) Другие статьи КоАП РФ - 24%.

По состоянию на 26 августа 2021 г. с воздушными судами гражданской авиации Российской Федерации произошло 19 авиационных происшествий (10 катастроф - погиб 51 человек и 9 аварий - травмировано 14 человек), 605 инцидентов, 66 повреждений воздушных судов на земле.

За аналогичный период 2020 года с воздушными судами гражданской авиации Российской Федерации произошло 24 авиационных происшествия (10 катастроф - погиб 21 человек и 14 аварий - травмировано 26 человек), 455 инцидентов, 3 чрезвычайных происшествия, 48 повреждений воздушных судов на земле.

По состоянию на 26 августа 2021 г. с воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошло 9 авиационных происшествий (4 катастрофы - погибли 39 человек и 5 аварий - травмировано 9 человек), 549 инцидентов, 64 повреждения воздушных судов на земле.

За аналогичный период 2020 года с воздушными судами коммерческой авиации произошло 8 авиационных происшествий (3 катастрофы - погибло 9 человек и 5 аварий - травмировано 12 человек), 455 инцидентов, 3 чрезвычайных происшествия, 48 повреждений воздушных судов на земле.

По состоянию на 26 августа 2021 г. с воздушными судами авиации общего назначения произошло 10 авиационных происшествий (6 катастроф - погибло 12 человек и 4 аварии - травмировано 5 человек), 56 инцидентов, 2 повреждения воздушных судов на земле.

За аналогичный период 2020 года с воздушными судами авиации общего назначения Российской Федерации произошло 16 авиационных происшествий (7 катастроф - погибло 12 человек и 9 аварий - травмировано 14 человек), 51 инцидент, 1 чрезвычайное происшествие, 2 повреждения воздушных судов на земле.

Установлены факты значительного количества организаций, осуществляющих свою деятельность в отсутствие разрешительных документов в области гражданской авиации, в том числе по разработке и изготовлению авиационной техники, их техническому обслуживанию, выполнению полетов. По указанным фактам осуществлено необходимое реагирование. Принимаются меры, направленные на выход подконтрольных организаций из "серой" зоны.

Основные нарушения, выявляемые в ходе проверок:

- нарушения обязательных требований и сфере деятельности операторов аэродромов, организации воздушных перевозок и авиатопливообеспечения - 40%;

- нарушения обязательных требований в сфере соблюдения летных стандартов и сертификаций эксплуатантов воздушного транспорта - 30%;

- нарушения обязательных требований в сфере поддержания летной годности гражданских воздушных судов - 20%;

- нарушения обязательных требовании в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания - 6%;

- нарушения обязательных требований в сфере деятельности авиации общего назначения - 3%.

Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации свидетельствует о том, что большая часть факторов рисков в деятельности субъектов гражданской авиации, снижающих уровень безопасности полетов, напрямую связана с нарушениями авиационным персоналом обязательных требований нормативных документов.

Анализ причин авиационных происшествий позволил установить два типовых фактора риска, которые ранее не приводили к таким тяжким последствиям:

- потери управления в полете. При сравнительно небольшой доле таких событий в общем числе авиационных происшествий (15%), на них приходится 55% от числа всех погибших;

- столкновения с землей в управляемом полете. С этой группой событий связано 38% авиационных происшествий и 38% погибших.

Существуют проблемы в подготовке авиационного персонала, в том числе летного состава, специалистов по техническому обслуживанию, специалистов УВД, в основе которых лежат, в том числе и несоответствия установленным требованиям программ подготовки авиационного персонала ненадлежащей и несвоевременной подготовкой.