Приказом Ространснадзора от 20.12.2022 N ВБ-583фс утверждены программы на 2023 год.

Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта

Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного контроля (надзора) в области торгового

мореплавания и внутреннего водного транспорта

Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Госморречнадзор) и его территориальные управления в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства от 29.06.2021 N 1047, осуществляют надзор за соблюдением:

- обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений;

- администрациями бассейнов внутренних водных путей обязательных требований к деятельности по осуществлению навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов на внутренних водных путях;

- лицензиатами, осуществляющими деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, лицензионных требований к соответствующим видам деятельности;

- исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

- требований технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" и технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта".

Субъектами контроля (надзора) Госморречнадзора являются: организации-судовладельцы; организации, эксплуатирующие портовые и судоходные гидротехнические сооружения; лоцманские организации; организации, входящие в подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); капитаны морских портов; капитаны бассейнов внутренних водных путей; всего по состоянию на 1 августа 2021 года более семи тысяч поднадзорных хозяйствующих субъектов.

Федеральный государственный транспортный надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

По состоянию на 1 августа 2021 года территориальными управлениями Госморречнадзора проведено 3472 контрольно-надзорных мероприятия (на 57% больше, чем за аналогичный период предыдущего года), в том числе:

- 624 плановые и внеплановые проверки, проведенные в отношении субъектов транспортного комплекса (за аналогичный период 2020 года - 208), из них: 258 в отношении судоходных компаний, 355 проверок организаций, эксплуатирующих портовые и судоходные гидротехнические сооружения; 11 проверок иных хозяйствующих субъектов (лоцманские организации, службы капитанов администраций морских портов и администраций бассейнов внутренних водных путей);

- 425 проверок по заявлениям лицензиатов и соискателей лицензий (за аналогичный период 2020 года - 526);

- 2423 осмотра объектов транспортной инфраструктуры (за аналогичный период 2020 года - 1476).

Количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий увеличилось за счет отмены ограничений, установленных постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Всего с начала 2021 года в результате проведенных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также осмотров объектов транспортной инфраструктуры было выявлено 2383 нарушения законодательства в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений, что на 136% больше, чем за аналогичный период 2020 года (1009 нарушений).

Инспекторами Госморречнадзора по результатам проведения проверок и осмотров в 2021 году выдано 332 предписания об устранении выявленных нарушений (за аналогичный период 2020 года - 144 предписания).

Таким образом, в 2021 году отмечается увеличение общего количества выявленных нарушений, риски нарушения обязательных требований остаются высокими.

Случаи проведения проверок, результаты которых были признаны недействительными, а также проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, не выявлялись.

Доля устраненных нарушений к общему количеству выявленных, на 1 августа 2021 года составила 99%.

По состоянию на 1 августа 2021 года по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий привлечено к административной ответственности 1173 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общая сумма наложенных штрафов (за вычетом обжалованных) составила 18056 тыс. рублей.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий инспекторами Госморречнадзора за семь месяцев 2021 года чаще всего выявлялись административные правонарушения, квалифицируемые по статьям 11.7 КоАП РФ (нарушение судоводителем на морском и внутреннем водном транспорте правил плавания судов), 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления), 11.13 КоАП РФ (выпуск в плавание судна лицом, ответственным за его эксплуатацию, с нарушением ограничений по району и условиям плавания). Общее число таких нарушений составило 54,2% от общего числа выявленных. Еще порядка 31% составили нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.43 КоАП РФ (нарушение исполнителем требований технических регламентов).

За семь месяцев 2021 года территориальными управлениями государственного морского и речного надзора было предоставлено и переоформлено 448 лицензий (за аналогичный период 2020 года - 589). По заявлению проверяемых лиц проведено 425 проверок, при проведении которых в 23 случаях выявлены несоответствия лицензионным требованиям и в предоставлении (переоформлении) разрешительных документов было отказано. Аннулированные и отозванные лицензии отсутствуют.

В соответствии с приказом Ространснадзора от 5 февраля 2015 г. N АК-102фс "Об утверждении перечня объектов, имеющих судоходные гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию", декларированию подлежат 332 гидротехнических сооружения.

С начала года по состоянию на 1 августа 2021 г. центральным аппаратом Управления государственного морского и речного надзора было рассмотрено 43 декларации безопасности гидротехнических сооружений. Из них утверждено 33, отказано в утверждении 10 деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

Выдано 33 разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений.

Согласно утвержденным Ространснадзором декларациям безопасности гидротехнических сооружений уровень безопасности и технического состояния характеризуются следующими цифрами:

Техническое состояние и уровень безопасности гидротехнических сооружений на 01 августа 2021 г.

Техническое состояние

работоспособное

158

ограниченно-работоспособное

146

предаварийное

27

аварийное

1

Всего:

332

Уровень безопасности

нормальный

150

пониженный

153

неудовлетворительный

27

опасный

2

Всего:

332

По сравнению с аналогичным периодом (август 2020 г.) увеличилось на 17% количество судоходных ГТС, находящихся в предаварийном техническом состоянии (увеличилось с 23 до 27) и на 22% в неудовлетворительном уровнем безопасности (увеличилось с 22 до 27). Снизилось на 66,6% количество судоходных ГТС, находящихся в аварийном техническом состоянии (увеличилось с 3 до 1) и на 50% в опасном уровне безопасности (увеличилось с 4 до 2).

По состоянию на 1 августа 2021 г. на 3,9% увеличилось количество СГТС, имеющих работоспособное техническое состояние (повышение с 152 до 158) и на 4,8% нормальный уровень безопасности (повышение с 143 до 150).

На водном транспорте за 7 месяцев 2021 года произошло 17 аварий, что на 1 аварию меньше, чем за аналогичный период 2020 года.

По состоянию на 1 августа 2021 года на водном транспорте погиб 1 человек, 1 человек получил тяжкие телесные повреждения. За 7 месяцев 2020 года гибели людей не зарегистрировано, 1 человек получил тяжкие телесные повреждения в прямой связи с эксплуатацией судна.

За 7 месяцев 2021 года Госморречнадзором проведено 140 расследований аварийных случаев на водном транспорте.

Основные причины происшествий на водном транспорте:

- невыполнение экипажами или судовладельцем нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания - 60%;

- несоблюдение норм и правил технической эксплуатации морских судов, а также технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций - 24%;

- недостатки в организации ходовой навигационной вахты и штурманской службы на судах при плавании в ледовой обстановке - 6%.

Таким образом, следует отметить, что со стороны субъектов контроля (надзора) продолжают существовать риски нарушения обязательных требований в сфере морского и речного транспорта, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (аварии, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:

- риск гибели человека;

- риск причинения вреда здоровью человека;

- риск загрязнения окружающей среды;

- риск причинения материального ущерба.