3. Ведение реестра границ

3.1

Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области

Критерии применения требований пункта 7 части 2 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) в отношении объектов реестра границ.

Положения пункта 7 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ должны применяться филиалами ФГБУ "ФКП Росреестра" (Филиалы) на предмет выявления:

- несоответствия формы представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации (при условии, что форма таких документов утверждена);

- отсутствия в содержании представленных документов сведений, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

В полномочия Филиалов не входит проверка решений (актов), принятых уполномоченными органами в отношении объектов реестра границ, на предмет содержания таких решений (актов), на соблюдение процедур их подготовки, согласования и утверждения. Данная позиция ФГБУ "ФКП Росреестра" поддержана Росреестром (письмо от 27.08.2021 N 13/1-6479-АБ/21).

3.2

Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области

Филиал просит разъяснить возможность применения части 15.1 статьи 34 Закона 218-ФЗ:

- в отношении сведений о границах лесничеств, внесенных в ЕГРН в период 30.04.2021 - 27.10.2021;

- в отношении сведений о границах лесничеств, внесенных в ЕГРН до 30.04.2021.

Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (Закон N 120-ФЗ такой нормы не содержит).

Часть 15.1 статьи 34 Закона N 218-ФЗ вступает в силу с 28.10.2021 и, учитывая положения статьи 4 ГК РФ, не может применяться к отношениям, возникшим до введения ее в действие.

3.3

Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области

Законом N 120-ФЗ из части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ исключена норма, предусматривающая направление уведомления о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН (Уведомление) в случае, если границы лесничества, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы населенного пункта (изменения вступили в силу с 30.04.2021). Каким образом Филиалу осуществлять рассмотрение документов в отношении лесничеств, поступивших в работу до 30.04.2021 и по техническим причинам в настоящее время находящихся на рассмотрении (по результатам предварительного анализа указанных документов Филиалом выявлены пересечения границ лесничеств с границами населенных пунктов).

В связи с вступлением 30.04.2021 в силу изменений в Закон N 218-ФЗ в соответствии с Законом N 120-ФЗ, основание, предусматривающее направление Уведомления в случае, если границы лесничества, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы населенного пункта, исключено. При этом какие-либо иные положения, касающиеся порядка действий органа регистрации прав при выявлении такого пересечения лесничеств и границ населенных пунктов, территориальных зон Закон N 218-ФЗ в действующей редакции не содержит.

Часть 1 статьи 34 Закона N 218-ФЗ устанавливает начало течения срока для осуществления внесения соответствующих сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия с даты поступления документов для такого межведомственного информационного взаимодействия.

Отношения по внесению сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия начинаются с момента поступления документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в связи с чем к указанным отношениям применяются нормы Закона N 218-ФЗ, действовавшие на дату поступления документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Таким образом, в случае если в соответствии с документами, поступившими в порядке межведомственного информационного взаимодействия до 30.04.2021, выявлено пересечение границ лесничества с границами населенного пункта, территориальной зоны необходимо руководствоваться нормами статьи 34 Закона N 218-ФЗ, действовавшими до указанной даты.

3.4

Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области

Филиал полагает, что сведения о границах территориальных зон в отношении которых не утверждены градостроительные регламенты, не подлежат внесению в ЕГРН.

В связи с чем, Филиал просит разъяснить какая норма части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ (введенная Законом N 120-ФЗ) подлежит применению при направлении Уведомления в случае, если для внесения в ЕГРН представлены документы в отношении территориальной зоны, для которой не утверждены градостроительные регламенты, а именно:

- форма и (или) содержание документов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, необходимых для внесения сведений в ЕГРН, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ);

- сведения о зоне или территории, в отношении которых представлены документы (содержащиеся в них сведения), не подлежат внесению в реестр границ в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с основными понятиями, используемыми в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ):

территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) определены границы и установлены градостроительные регламенты;

градостроительный регламент - это, в том числе устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с положениями части 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, для территориальных зон является обязательным установление градостроительных регламентов, содержащих сведения о перечне видов разрешенного использования земельных участков и ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ сведения о территориальных зонах подлежат внесению в ЕГРН.

Состав сведений ЕГРН в отношении территориальных зон определен частью 1 статьи 10 Закона N 218-ФЗ, который включает в себя в том числе сведения о: содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон; перечне всех видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом.

Пунктом 6 Правил предоставления документов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 (Правила N 1532), определено, что в случае утверждения ПЗЗ либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены ПЗЗ, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых ПЗЗ, в том числе сведения: об установлении и изменении их границ; об их количестве; о перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны; о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.

Исходя из анализа вышеуказанных норм, документы, направляемые для внесения в ЕГРН сведений о территориальных зонах должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 6 Правил N 1532.

С учетом изложенного, в рассматриваемом случае может быть направлено Уведомление по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ.

3.5

Филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю, Астраханской области

При рассмотрении документов, представленных для внесения в ЕГРН сведений о публичном сервитуте, выявляются случаи расположения в границах устанавливаемого публичного сервитута земельных участков, не указанных в решении об установлении публичного сервитута, при этом кадастровый учет таких земельных участков осуществлен до принятия указанного решения.

Следует ли в рассматриваемом случае направлять Уведомление.

Возможно ли в данном случае использовать основание для направления Уведомления, предусмотренное пунктом 6 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ, а именно: для внесения сведений в ЕГРН не представлены документы, необходимые для представления в соответствии с законодательством Российской Федерации (данная норма введена Законом N 120-ФЗ).

Поскольку в рассматриваемом примере представленные документы содержат сведения о местоположении границы публичного сервитута в отношении указанных земельных участков, при этом решение уполномоченного органа на его установление отсутствует, в данном случае следует направить Уведомление по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ.

3.6

Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области

Распространяется ли позиция, изложенная в письме Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Письмо), в части использования XML-схем, применяемых для формирования документов, содержащих сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), утвержденных приказом Росреестра от 01.08.2014 N П/369 (в редакции от 15.09.2016 N П/0465) (ZoneToGKN_v05, TerritoryToGKN_v01), для публичных сервитутов, установленных в целях, предусмотренных пунктами 1 - 7 части 4 статьи 23 ЗК РФ.

В частности, наиболее часто встречающимися среди таких публичных сервитутов является публичный сервитут, устанавливаемый для прохода или проезда через земельный участок.

В соответствии с пунктом 4(1) Правил N 1532 в случае установления или прекращения публичного сервитута федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или о прекращении публичного сервитута, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляют его копию в орган регистрации прав.

Согласно пункту 31 Правил N 1532 обязательным приложением к документу, направляемому в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 4(1) Правил N 1532, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек его границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Пунктом 33 Правил N 1532 определено, что при информационном взаимодействии документы предоставляются в виде электронных документов в формате XML.

Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута утверждены приказом Росреестра от 13.01.2021 N П/0004 (Требования).

В соответствии с пунктом 10 Требований схемы, используемые для формирования файлов описания границ в формате XML (XML-схемы), признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В настоящее время для формирования XML-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решениях об установлении или прекращении публичных сервитутов, в целях внесения в ЕГРН таких сведений, используются XML-схемы, утвержденные приказом Росреестра от 01.08.2014 N П/369 (в редакции приказа Росреестра от 15.09.2016 N П/0465) ZoneToGKN_v05, TerritoryToGKN_v01, размещенные на официальном сайте Росреестра.

Закон о регистрации и Правила N 1532 не содержат особого порядка для внесения в ЕГРН сведений в отношении публичных сервитутов, устанавливаемых для прохода или проезда через земельный участок.

Таким образом позиция Росреестра, изложенная в Письме, в части использования XML-схем ZoneToGKN_v05, TerritoryToGKN_v01 для формирования XML-документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о границах публичных сервитутов, является актуальной.

3.7

Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области

В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Закона N 218-ФЗ сведения о публичном сервитуте исключаются из реестра границ по истечении его срока или в случае поступления решения органа государственной власти, органа местного самоуправления или суда о прекращении публичного сервитута.

Если решение органа государственной власти, органа местного самоуправления или суда о прекращении публичного сервитута не издавалось, необходимо ли в случае окончания срока действия публичного сервитута направление органом власти или органом местного самоуправления XML-файла с заполнением соответствующего раздела как о ЗОУИТ, прекращающих существование? Или в данном случае органом регистрации прав сведения о публичном сервитуте исключается из ЕГРН самостоятельно (без поступления XML).

Согласно части 1 статьи 32 Закона о регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или прекращении публичных сервитутов.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о регистрации в ЕГРН в отношении публичного сервитута вносятся в том числе сведения о его сроке.

Частью 7 статьи 10 Закона о регистрации установлено, что сведения о публичном сервитуте исключаются из ЕГРН:

- по истечении его срока;

- в случае поступления решения органа государственной власти, органа местного самоуправления о прекращении публичного сервитута;

- в случае поступления решения суда о прекращении публичного сервитута.

Пунктом 83 Порядка N П/0241 предусмотрено, что при исключении объекта реестра границ из ЕГРН в данных о прекращении в том числе указываются сведения о документах-основаниях для исключения сведений об объектах реестра границ либо об обстоятельствах, в связи с наступлением которых прекратил существование публичный сервитут, путем указания слов "в связи с" и соответствующего обстоятельства в соответствующем падеже, например, "в связи с истечением срока, на который установлен публичный сервитут".

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.43 ЗК РФ публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.

Согласно подпункту 5 пункта 4 статьи 39.43 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута должно содержать в том числе информацию о сроке публичного сервитута.

Пунктом 3 статьи 48 ЗК РФ определено, что в случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3.1 Закона N 218-ФЗ ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществляет в том числе полномочия по ведению реестра границ, указанного в пункте 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ.

Исходя из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства, направление уполномоченным органом в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для исключения из ЕГРН сведений о публичном сервитуте по истечении срока его действия не требуется. Исключение указанных сведений осуществляется органом регистрации прав в рамках полномочий по ведению реестра границ (пункт 3 части 2 статьи 3.1 Закона N 218-ФЗ).

3.8

Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области

В соответствии с пунктом 18 статьи 34 Закона N 218-ФЗ истечение срока, на который установлена ЗОУИТ, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена ЗОУИТ, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о ЗОУИТ такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта, является основанием для исключения сведений о такой зоне из ЕГРН. Исключение объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГРОКН) является основанием для исключения сведений о защитной зоне данного объекта культурного наследия, о зонах охраны данного объекта культурного наследия из ЕГРН.

Необходимо ли в перечисленных случаях направление органом власти или органом местного самоуправления или правообладателем объекта XML-файла с заполнением соответствующего раздела о ЗОУИТ, прекращающей существование? Или в данном случае органом регистрации прав указанные сведения о ЗОУИТ исключается из ЕГРН самостоятельно (без поступления XML).

1. В отношении исключения из ЕГРН сведений о ЗОУИТ по истечении срока, на который она установлена.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о регистрации в ЕГРН в отношении ЗОУИТ вносятся в том числе сведения о сроке, на который установлена ЗОУИТ, или указание, что ЗОУИТ установлена бессрочно.

В случае, если в решении об установлении ЗОУИТ, сведения о которой внесены в ЕГРН, содержится информация о сроке, на который она установлена, исключение из ЕГРН сведений о такой ЗОУИТ по истечении срока может осуществляться органом регистрации прав в рамках полномочий по ведению реестра границ (пункт 3 части 2 статьи 3.1 Закона N 218-ФЗ).

2. В отношении исключения из ЕГРН сведений о ЗОУИТ при прекращении существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена ЗОУИТ, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о ЗОУИТ такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта.

Пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ определено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должен быть определен порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, в том числе определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В настоящее время положения, предусмотренные статьей 106 ЗК РФ в отношении видов ЗОУИТ, установленных статьей 105 ЗК РФ, не утверждены, в связи с чем норма пункта 18 статьи 34 Закона N 218-ФЗ, в указанной части, не подлежит применению.

3. В отношении исключения сведений о защитной и охранной зонах объекта культурного наследия из ЕГРН при исключении такого объекта из ЕГРОКН.

Согласно статьи 105 ЗК РФ зоны охраны и защитная зона объектов культурного наследия являются ЗОУИТ.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ.

При внесении в ЕГРН сведений о ЗОУИТ в соответствии с пунктом 22 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 (Порядок), в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются дополнительные сведения, в том числе реестровый номер границы ЗОУИТ, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ.

Таким образом Порядком предусмотрено установление взаимосвязи земельного участка с зонами охраны и защитными зонами объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в частности, сведения о включении объекта недвижимости в ЕГРОКН.

Согласно пунктам 28, 31 Порядка, в записи кадастра недвижимости о здании, сооружении указываются дополнительные сведения о включении таких объектов недвижимости в ЕГРОКН.

При этом, Порядком не предусмотрено установление взаимосвязи сведений ЕГРН о здании, сооружении с зонами охраны и защитными зонами объектов культурного наследия.

Частью 4 статьи 32 Закона N 218-ФЗ определено, что федеральный орган исполнительной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пятнадцать рабочих дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении объекта культурного наследия из ЕГРОКН направляет указанный документ в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в ЕГРН (Решение об исключении ОКН из ЕГРОКН).

Поскольку Порядком не предусмотрено установление взаимосвязи сведений ЕГРН о здании, сооружении с зонами охраны и защитными зонами объектов культурного наследия, исключение из ЕГРН сведений о данных зонах возможно только при наличии в Решении об исключении ОКН из ЕГРОКН реестровых номеров таких зон.

3.9

Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области

Нормативным правовым актом, которым в настоящее время регулируется установление границ зон ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства (зона ПРТО), является постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 135, которым утверждены правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03".

Согласно данным нормативам, зона ПРТО представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни электромагнитного поля превышают предельно допустимые уровни.

По мнению Филиала, зона ПРТО устанавливается не на поверхности земли, а на высоте застройки.

В связи с чем, Филиал просит рассмотреть вопрос о возможности "не формировать" в данном случае части земельных участков в связи с установлением зоны ПРТО, или при формировании таких частей указывать, что ограничения распространяются только на высоте застройки.

В соответствии с пунктом 19 статьи 105 ЗК РФ зона ПРТО является ЗОУИТ.

Согласно пункту 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества в том числе о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах ЗОУИТ.

В соответствии с пунктом 49 Порядка, сведения о части земельного участка, образованной в связи с установлением и внесением в реестр границ сведений о ЗОУИТ (подзоны), вносятся в кадастр недвижимости на основании внесенных в реестр границ сведений о соответствующей зоне.

При этом пункт 49 Порядка ведения ЕГРН не предусматривает исключений относительно того или иного вида ЗОУИТ.

Статьей 56 ЗК РФ определено, что права на землю могут быть ограничены в том числе в связи с расположением земельных участков в границах ЗОУИТ.

Таким образом, по мнению ФГБУ "ФКП Росреестра", положениями ЗК РФ определен смысл ограничений прав, который заключается в ограничении прав в использовании именно земельных ресурсов (земельных участков).

В связи с чем, формирование частей земельных участков является необходимым в целях исполнения требований Закона N 218-ФЗ без дополнительного указания на то, что ограничения, связанные с установлением зоны ПРТО, распространяются только на высоте застройки.

3.10

Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области

Согласно Приказу Минкультуры России от 01.09.2015 N 2328 "Об утверждении перечня отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию" (Приказ N 2328) установлен перечень сведений, не подлежащих опубликованию, в том числе описание границ территории объекта археологического наследия с приложением текстового описания местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости, сведения о наличии или об отсутствии зон охраны объекта археологического наследия, а также иные сведения, предусмотренные Приказом N 2328.

В случае внесения сведений о территории объекта археологического наследия в ЕГРН, описание границ территории объекта археологического наследия и иные сведения о таком объекте становятся доступными неограниченному кругу лиц, путем запроса соответствующей выписки.

В связи с этим, Филиал просит пояснить, при поступлении документов (содержащихся в них сведений) в отношении объектов археологического наследия, может ли быть применен пункт 10 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (ОКН) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи и т.д.

Статьей 3.1 Закона N 73-ФЗ определено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с данной статьей.

Таким образом, территория объекта культурного наследия может быть установлена в отношении объектов археологического наследия.

В соответствии с положениями статьи 32 Закона N 218-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о границах территории объектов культурного наследия, защитных зон объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, включая объединенные зоны охраны объектов культурного наследия.

При этом, Закон N 218 и Правила N 1532 не содержат особого порядка для внесения в ЕГРН сведений о территории объекта культурного наследия, устанавливаемой в отношении объекта археологического наследия.

Таким образом, при поступлении документов для внесения в ЕГРН сведений о территории объекта культурного наследия, устанавливаемой в отношении объекта археологического наследия, такие документы должны быть рассмотрены в соответствии с Законом N 218 и Правилами N 1532. По вопросу коллизии права, возникающей в связи с тем, что согласно части 1 статьи 7 Закона N 218-ФЗ сведения ЕГРН являются общедоступными, вместе с тем, ограничения, установленные Приказом N 2328, позволяют отнести объекты археологического наследия к сведениям ограниченного доступа, ФГБУ "ФКП Росреестра" в адрес Росреестра было направлено письмо от 26.04.2019 N 11-1067-МС.

3.11

ФГБУ "ФКП Росреестра"

Вопрос применения пункта 7 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ в случае, если при рассмотрении представленных для внесения ЕГРН документов в отношении реестра границ выявлены несоответствия между сведениями, содержащимися в PDF образах (решения (акты) об установлении (изменении) местоположения границ, графическое описание местоположения границ, план границ) и сведениями, содержащимися в XML-документе, воспроизводящем такие сведения.

Согласно позиции ФГБУ "ФКП Росреестра", поддержанной Росреестром (письмо от 27.08.2021 N 13/1-6479-АБ/21), в рамках пункта 7 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ Филиалам следует проводить анализ документов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия для внесения в ЕГРН сведений в отношении объектов реестра границ, на предмет выявления:

несоответствия формы представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации (при условии, что форма таких документов утверждена);

отсутствия в содержании представленных документов сведений, необходимых для внесения в ЕГРН.

При этом в полномочия Филиалов не входит проверка решений (актов), принятых уполномоченными органами в отношении объектов реестра границ, на предмет содержания таких решений (актов), на соблюдение процедур их подготовки, согласования и утверждения.

Частью 21 статьи 32 Закона N 218-ФЗ определено, что орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также иные лица, указанные в данной статье (за исключением суда), несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации за непредставление указанных в частях 1 - 11, 13 - 15, 15.1, 15.2 статьи 32 Закона N 218-ФЗ документов (содержащихся в них сведений).

Пунктом 3 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законом порядка информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости должностным лицом, ответственным за представление в указанном порядке соответствующего документа, а равно представление в указанном порядке документа, содержащего недостоверные сведения.

В связи с чем, направление Уведомления в случае несоответствия сведений, содержащихся в PDF образах и в XML-документе, является необоснованным.